Василиск (мифология). Описание мифологического существа. Убийственный взгляд Василиска

Василиск знаком большинству людей по вселенной «Гарри Поттера», где он исполнил роль хранителя Секретной комнаты и был представлен в облике ужасающего змея со взглядом, способным парализовать человека.

Однако, на самом деле образ василиска несколько отличается в мифологии разных народов. Где-то он не крупнее собаки, в других легендах называется химерой или же выступает все тем же змеем.

В зависимости от точки зрения, меняется и отношение к василиску. Одни народы считают его мелким пакостником, способным только на кражу яиц из курятника, другие боятся, поскольку он является предвестником конца времен, исполняя роль Йормунганда из скандинавской мифологии. Кем же является василиск на самом деле?

Первые упоминания о василиске

vasilisk-zmeja-s-koronoj.jpgПринято считать, что василиск (от греческого – «царь») на самом деле является настоящим животным, змеей, если точнее.

В Ливийской пустыне обитает змея с белым пятном на голове, яд которой способен убить человека после единственного укуса. Кроме того, василиск был способен передвигаться с высоко поднятой головой, опираясь на хвост, что придавало ему чуть большие размеры, чем есть на самом деле. Хохолок на голове играл роль короны, как и его «возвышение» над землей, что в итоге и стало причиной такого названия, буквально – «царь змей».

Именно так василиск вошел в средневековый бестиарий. Его описывали как существо жуткое, чуждое нашему миру и способное убить одним лишь только взглядом.

Реально существующие аналоги

rogataja-gadjuka.jpg

Рогатая гадюка

Согласно Библии, к которой стоит вернуться позднее, василиском называли ядовитую змею, однако уточнений по виду нет. Ею вполне может быть гадюка или кобра.

Одно время за василиска принимали рогатую гадюку, а позднее ее белоголового собрата. Также василиск – это название подвида рогатых ящериц, которые получили такое прозвище из-за схожести со средневековым представлением о василиске, как о химере, в которой сочетаются черты курицы и змея.

Подвид безобиден для человека. Такой василиск питается в основном насекомыми и его укус может вызвать разве что воспаление из-за бактерий на зубах рептилии.

Упоминание в Библии

Египетский аспид или «змея Клеопатры»

Единого мнения на счет того, что обозначает василиск в Библии, а именно переводе Ветхого Завета на греческий, нет.

По одним данным, образ василиска был взят с восточной гадюки, а непосредственно само слово, на еврейском звучащее как «цефа», значит просто ядовитую змею.

Впрочем, точной трактовки этого термина нет. В целом, библеисты сходятся во мнении, что василиском следует считать любую ядовитую змею, преимущественно семейства «аспид», то есть гадюк и кобр.

В таком случае, василиск имеет схожую трактовку со словом «ехидна» и означает буквально «яд, ядовитая змея». Никакого точного упоминания о царственном положении василиска в Библии нет.

Тождество с дьяволом

Иоанн Богослов держит в руках чашу с василиском. Таким образом показана попытка отравления Иоанна

В Библии великий змей является прямой аналогией на падшего ангела, искушающего людей.

На ряду с драконом, василиск перенял черты своего «предка» и нередко используется в качестве образа нечистой силы.

Очень часто, василиска изображают гипертрофированным, с крыльями и очень большим гребнем в христианской иконописи и росписи.

В мифологии народов Европы василиск также является олицетворение зла, однако не ассоциируются напрямую с нечистой силой.

Однако, с учетом того, что змея в целом имеет отрицательную ассоциативную картину, образ василиска в целом полностью негативен и даже лишен таких положительных черт как перерождение или врачевание.

Геральдическое значение

Василиск находится в категории геральдических символов, очень распространённых среди западного дворянства.

Буквально, он означает царственность, могущество и свирепость.

Его использовали для устрашения, намекая тем самым на могущество выбравшего его в качестве своего символа дворянина.

Однако, вместе с тем, василиск используется и для обозначения лживости, двуличия, беспричинной агрессии и злобы. Как и другие змеи, он редко появлялся на гербах значимых семей, тяготевших к более благородным символам.

Эволюция образа и трансформация в чудовище

Своим пугающим образом василиск в первую очередь обязан писателю Плинию, который в 1 веке нашей эры выпустил своеобразное описание пустынной змеи.

С его слов, в появлении песков есть прямая вина василиска, поскольку «трава пред ним сохнет, а камни рушатся», кроме того, змея была чрезвычайно агрессивной поскольку «собратья его обращались в бегство», «человека же василиск убивал одним только взглядом».

Когда история дошла до средневековой Европы, то довольно быстро обросла подробностями и ужасающими эпитетами.

Вместо «диадемы» на голове василиска появился петушиный гребень, крылья и лапы.

При небольшой длине в 30 сантиметров, василиск между тем был крайне агрессивен и злобен, что тоже сыграло против него в мифологии.

Скисшее молоко, украденные яйца и даже болезни списывали именно на василиска, поскольку он пакостен и злобен.

Один из римских авторов Марк Анней Лукан полагал, что василиск вышел из капель крови медузы, как и прочие ползучие гады, что наделило его возможностью убивать все живое взглядом.

Однако, его гибридная форма с головой в виде курицы так и осталась основным образом. В мифологии василиск закрепил за собой такой внешний вид: голова курицы с гребнем петуха, змееподобное тело с крыльями, покрытыми перьями, когтистые лапы.

Бестиарий Пьера де Бове

В демонизации василиска немалую роль сыграл Пьер де Бове, согласно мнения которого, василиск произошел от старого петуха, в теле которого он «созревал».

Петух откладывает яйцо на кучу навоза, после чего его высиживает жаба. Скорлупу пробивает описанное выше существо, после чего вредит остальным курам и подолгу скрывается.

Оно очень юркое и быстрое, а потому заметить василиска трудно.

Вместе с тем, от василиска произошли также куролиск и кокатрис.

В отличие от своего предка, они утратили способность подчинять змей, но также агрессивны, а их дыхание способно вредить как человеку, так и окружающей природе.

Существовало также мнение в Средние века о том, что василиска убил Александр Македонский. Змей сидел на крепостной стене, по другой версии – на горе, и убивал всех воинов взглядом. Тогда Александр приказал отполировать зеркало и дать змею взглянуть на самого себя, что и убило василиска.

Вполне возможно, что легенда имеет сугубо греческие корни, поскольку в мифологии Эллады греческий воин Персей отполировал свой щит для того, чтобы расправиться с Горгоной.

В то же время, Альберт Великий в 13-м веке отказывался верить в существование василиска с головой курицы, что положило начало скептическим комментариям в сторону основной легенды.

Криптозоологические теории

В эпоху Возрождения, упоминаний о василиске становится все меньше, поскольку документальных подтверждений его существования не было.

Ящерица василиск или «ящерица Иисуса Христа»

Сперва его признавали, как живое существо, но без атрибутики нечистых сил и уж тем более сочетания с чертами петуха. Затем от идеи отказались вовсе, и в научном мире появилась теория о том, что легенда с африканскими корнями является попыткой объяснить происхождение ибиса, играющего довольно важную роль в мифологии Древнего Египта.

Позднее происхождение василиска пытались объяснить скудными познаниями в зоологии и ассоциативным рядом. Так, к примеру, за него принимали ящериц, варанов и даже некоторые виды змей.

На текущий момент василиск остается одним из центральных образов в библеистике и мифологии, в том числе славянской. Где он известен как «дворовик» и также владел довольно отрицательной репутацией.

На территории Коста-Рики есть ящерица под названием «Христовая», ее внешний вид практически полностью повторяет образ василиска, за исключением наличия крыльев. Во многом, эта рептилия и собственно говоря подвид «василиски» остаются единственными реально существующими прототипами упомянутого криптида на сегодняшний день.

Гримуар / Существа и полтергейсты / ⤵

василиск мифологияАвтор:Елизавета ЧумбашОбновлено: 16 апреля 2017

Такое создание, как Василиск, мифология описывает как весьма опасную и неприятную сущность. Если верить старинным преданиям, то это чудовище, которое имеет черты петуха, жабы, летучей мыши, дракона, и от взгляда его каменеет всё живое. Однако являются ли Василиски реальными змеями или это только мифический дракон из сказок?

В статье:

Как выглядит Василиск согласно мифам

Как выглядит Василиск? Легенды описывают нам это существо как большое чудовище, у которого голова петуха, жабьи глаза, крылья летучей мыши и тело дракона

Стоит сразу отметить, как и в случае с фениксом и эльфами, данный образ трансформировался на протяжении всей истории человечества, и к нему добавлялись новые особенности. Однако на сегодняшний день Василиска представляют именно таким.

Голова петуха и тело дракона

Считается, что если это существо посмотрит на человека или животного, то жертва тут же превратится в камень. Есть единственное оружие, которое позволяет справиться с этим мифическим монстром — это зеркало. Люди верят, что если монстр увидит свое отражение, то тут же погибнет.

Обитает чаще всего Василиск в глубоких пещерах. К счастью, Василиск не питается животными и людьми, рацион его питания составляют только камни. Подобно троллям, мистическая сущность не выходит на поверхность днем, покидает свою пещеру лишь в темное время суток.

Основные враги чудовища — это единороги, так как они слишком чистые животные (откуда возник этот миф, неясно), пауки и петух, нечисть не переносит крик этой птицы.

Змей Василиск в Библии

Самое раннее упоминание о данном чудовище встречается еще в Библии. В переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий и латынь это слово встречается несколько раз. Однако образ, который нам изображается в Библии, отличается от того, который описывается сегодня. Подобная сущность иногда описывалась еврейским словом «сараф», что переводится как «жгучий» и может символизировать ядовитую змею.

Кроме этого, Кириллом Александрийским было сделано уточнение, что данное животное может являться детенышем аспида. Есть мнение, что слово «аспид» является синонимом слова «василиск».

Аспид — ядовитая змея

В свою очередь под словом «аспид» зачастую подразумевали любую ядовитую змею. Хотя на сегодняшний день очень тяжело сказать, с какой из них была ассоциация. Можно предположить, что это действительно были кобры, аспиды или змеи из семейства гадюк.

В то же время мы встречаемся с одной несостыковкой. Два стиха из Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют Аспида и Василиска. Поэтому весьма непросто угадать, с какой именно змеей отождествлялась данная мифическая сущность.

Иоанн Кассиан говорил о том, что сама эта сущность является символом дьявола, чёрта. А яд его — это зависть и злоба.

Античные представления о драконе Василиске

Еще в четвертом веке до нашей эры Аристотелем упоминался небольшой но очень ядовитый змей, который почитался в Египте. Особенность его была в том, что как только существо начинало шипеть, любые животные, змеи сразу начинали разбегаются в разные стороны.

Согласно мифу, обитал этот Василиск в окрестностях Кирениака. Это существо в длину не более 30 сантиметров, на голове у него находится белое пятнышко. Есть также гипотеза о том, что на самом деле существо желтого цвета, а на голове у него наросты. Василиску приписывали самые различные особенности. Считалось, что передвигается он приподнимая наверх среднюю часть, что несвойственно змеям.

Люди считали, что убивает это существо с помощью яда, взгляда, может поджигать растения и разрушать камни. Еще одна теория гласит о том, что появилось это существо из крови убитой Медузы Горгоны, которая, как известно, умела превращать живых в камни взглядом.

Существует древняя легенда, описывающая столкновение воинов и магического существа. Она гласит, что всадник решил поразить Василиска копьем, но тут же умер, так как яд просочился через копье и убил всадника. Но другой же воин был более смышленым, он не только разрубил Василиска мечом, но и тут же отрезал себе руку, чтобы не умереть от яда чудовища.

Демокрит писал о том, что один из злейших врагов Василиска — это ласка. В далекие времена люди считали, что эти животные могут убить чудовище одним своим запахом. Залезая в нору, ласки убивают монстра, но сами также при этом погибают.

Во 2 веке до нашей эры появилась теория, что умереть Василиск может, услышав крик петуха. Вроде как считалось, что с помощью глаз и крови василисков можно делать различные амулеты и волшебные отвары.

В античном мире люди считали, что появляется на свет магическая сущность из яйца птицы ибис. С ней была также связана легенда, которая гласила, что птица ест змеиные яйца, а свои собственные иногда также откладывает через клюв.

Это поверье зачастую объяснялось так: поедая ядовитые змеиные яйца, птицы заражают змеенышами свои собственные яйца. Поэтому в Древнем Египте нередко люди находили яйца этой птицы и разбивали их для того, чтобы на свет не появлялись Василиски.

Змей-петух из Средневековья

В средние века, как это обычно происходит, образ Василиска немного изменился. Согласно легендам, которые дошли из этих времен, Василиски появлялись на свет из яиц, которые несет старый петух. Причём находиться яйцо должно быть в навозе, а высиживать его должна была жаба.

Василиск из новелл «Римские деяния»

Представление о том, как именно выглядит чудовище, также значительно изменились. Теперь, из ядовитой и опасной змеи, Василиск превратился в петуха со змеиным хвостом. В редких случаях указывалось, что у него туловище как у жабы. Однако в некоторых случаях оказывалось, что у него всё -аки было туловище дракона.

Первое упоминание именно о таком чуде встречается в начале 13 века. Несмотря на то, что считалось, что победить такого змея-дракона можно с помощью зеркала, возникали вопросы, почему до сих пор существа не уничтожили друг друга.

Тем не менее подобные сомнения не помешали в 13 веке появиться сборнику новелл «Римские деяния». В них входили легенды, в которых Василиск, расположившись на вершине крепости либо горы, поражал своим взглядом различных воинов. Человеком, который впервые приказал сделать зеркало, с помощью которого удалось победить монстра, является Александр Македонский.

Бытовало также мнение, что Василиск на самом деле петух, у которого драконьи крылья, когти тигра, хвост ящерицы, клюв орла и ярко зеленые глаза. На голове у монстры располагается алая корона. По всему туловищу у Василиска черная, напоминающая чешую щетина.

У поляков было мнение, что такое существо было создано самим дьяволом. Благодаря тому, что люди винили петухов в рождении Василисков, в эпоху Возрождения было проведено даже несколько судебных заседаний, на которых черные петухи были приговорены к смерти.

Кстати, в Средневековье существовал еще один метод, позволяющий избежать смерти от взгляда Василиска. Для этого необходимо было смотреть на сущность из-под стеклянного прозрачного сосуда.

В Средневековье весьма популярны были различные чучела Василисков. Для этого нередко использовались тела морских скатов.

Можно с точностью сказать, что Василиск — это зооморфное изображение беса либо дьявола. Заявление о том, что чудовище, похожее на дракона, змею, льва, жабу, существовало на самом деле, вряд ли можно считать достоверными, ведь никаких фактов, подтверждающих это, у нас нет. Поэтому логично предположить, что на самом деле подобные удивительные и ужасные качества приписывались самым обычным ядовитым змеям, которые в далекие времена сильно пугали людей.

Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства.

Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности.

Как узнать, что пред очами Василиск

Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону. Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок. Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.

Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это:

  • голова петуха, покрытая чешуей;
  • глаза жабы;
  • драконоподобное туловище;
  • крылья, напоминающие крылья птероящера;
  • желтые, змеиные глаза;
  • рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону;
  • белое окаймление на голове в виде диадемы;
  • желтый или каменистый окрас;
  • оглушающее шипение;
  • чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.

Главная угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень.

Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.

Античные представления о василисках

О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.

Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство.

Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.

Славянские мифы и легенды

Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.

Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо. Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы. Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.

Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для:

  1. Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды.
  2. Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом.

До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.

Роль василисков в Библии

О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска».

Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.

Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть.

Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.

Кто же родил чудовище?

Легенд происхождения змей-василисков несколько:

  1. Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.
  2. Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами.
  3. Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.

Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты.

Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.

Этимология названия[править | ]

Василиск с древнегреческого дословно переводится как царёк.

Мифология[править | ]

Василиск — существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку.

В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск — змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках — мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

Василиск в Библии[править | ]

В Библии слово «василиск» впервые появляется в переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта, III—I века до н. э.) и латынь (Вульгата, IV—V века). Также употребляется в русском Синодальном переводе (XIX век).

В еврейском тексте, Танахе, прямого аналога слова «василиск» нет. В частности, в 91 псалме Танаха (соответствует 90-му псалму греческого и русского текста Псалтири) место этого слова занимает др.-евр. «פתן»‎‎ («лев, львёнок»), а в Книге пророка Исаии Танаха — др.-евр. «אפעה»‎.

Кроме того, «василиск» из Синодального перевода Второзакония соответствует еврейскому слову сараф («жгучий»), которое может обозначать ядовитых змей; а в Книге пророка Иеремии ему соответствует еврейское слово цефа, или цифони, обозначающее ядовитую змею — восточную гадюку (Vipera xanthina).

Септуагинта[править | ]

Слово «василиск» в греческом тексте Ветхого Завета, Септуагинте, упоминается дважды — в 90-м псалме и в Книге пророка Исаии.

Кирилл Александрийский, объясняя место из Книги пророка Исаии, указал, что василиск — это детёныш аспида: «Но они ошиблись в расчёте, и им пришлось испытать то же, чему по великому неразумию подвергаются те, которые разбивают яйца аспидов; потому что, разбивши их, ничего другого в них не находят, кроме василиска. А этот зародыш змия очень опасен, и притом это яйцо — негодное».

Такая трактовка противоречит тому, что в Ис. 14:29 говорится будто плодами аспида являются «летучие драконы». Однако источники различают мифических летучих змей, в которых тогда верили, и василисков.

Синодальный перевод[править | ]

В Синодальном переводе василиск упоминается трижды.

Из описания во Второзаконии можно заключить, что василиски входят в число опасных обитателей пустыни, от которых Бог избавил еврейский народ во время его скитаний, Иеремия же пишет о василисках, перечисляя грядущие кары Божии. Наконец, это существо упоминается в 90-м псалме: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», — здесь василиск фигурирует в числе грозных опасностей, от которых Господь обещает хранить праведника.

Толкование в библеистике[править | ]

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк.

При этом два стиха Библии разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй.

В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска — образом зависти.

Античные представления[править | ]

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель.

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни. Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом.

Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью.

Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке.

Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит — покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск — это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» — «царь».

Рождение из птичьего яйца[править | ]

По античному поверью, василиски рождались из яиц птицы ибис, которая питаясь яйцами змей, сама иногда откладывает собственные яйца через клюв (возможно, это интерпретация образа ибиса со змеиным яйцом в клюве). Записи о поверье сохранились у писателей IV века: богослова Кассиана, знатока Египта, утверждавшего, что «нет сомнения, что василиски рождаются из яиц птицы, которую в Египте зовут ибисом», и Аммиана Марцеллина, у которого рассказ о василиске следует сразу после упоминания египетского поверья. Гай Юлий Солин в III веке также писал о поверье, что ибисы пожирают крайне ядовитых змей, и откладывают яйца ртом.

О том же писали медик Т. Браун XVII века в критическом труде «Ошибки и заблуждения» и зоолог-путешественник А. Э. Брем XIX века, приводившие ссылку на средневековое издание В. Б. Пьерио, с иллюстрацией василиска, вылупившегося из яйца ибиса. Они объясняли поверье тем, что поедание ядовитых и заразных змеиных яиц заражает змеёнышами яйца самих птиц. Поэтому египтяне разбивали находимые яйца ибисов, чтобы не вылупились василиски, хотя в то же время обожествляли этих птиц за поедание змей.

Средневековый змей-петух[править | ]

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

Также было поверье, что если отразить взгляд василиска зеркалом, то тот умрёт увидев себя самого, подобно Горгоне Медузе Это суждение вызвало саркастическое замечание исследователя XI в. Аль-Бируни: «Почему же эти змеи до сих пор не уничтожили друг друга?». В XIII веке появились сборники новелл «Римские деяния», и его дополненная редакция «История сражений Александра Великого», в которых василиск, сидя на стене крепости (в другом варианте — на горе), взглядом убивает много воинов, и тогда Александр Македонский приказывает сделать зеркало, посмотрев в которое змей убивает сам себя.

По представлениям лужичан, василиск — это петух с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла и зелёными глазами, на голове которого находится красная корона, а по всему телу — чёрная щетина (чешуя), хотя он может выглядеть и как большая ящерица.

Схожее поверье существует в литовских сказаниях об летучем змее Айтварасе. Он вылупляется из яйца чёрного петуха, которого надо держать в доме 7 лет. По ночам он приносит хозяевам деньги и пищу, например сметану, которую отрыгивает в посуду.

Поляки считали, что василиск сотворён дьяволом.

Умения, силы и способности[править | ]

  • Убийственный взгляд — Согласно некоторым мифологиям, василиск способен убивать взглядом любого, кто посмотрит ему в глаза.
  • Убийственное дыхание — Согласно некоторым мифологиям, дыхание василиска крайне ядовито.

Современное использование[править | ]

  • В современной зоологии василисками называется род ящериц из семейства Corytophanidae, обитающих в Южной Америке. Они названы так из-за наличия у самцов на затылке треугольного гребня, вызывающего ассоциацию с мифическим василиском.

В популярной культуре[править | ]

  • В романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната» василиск представлен в виде гигантского змея, прямой взгляд которого несёт смерть, а, будучи отражённым, обращает человека в камень.
  • В сказке Джеральда Даррелла «Говорящий свёрток» главные герои освобождают волшебную страну Мифландию от власти злых василисков, описанных приблизительно так: петушиное тело, драконьи хвосты и чешуя вместо перьев, способны выдыхать пламя.
  • В цикле романов Анжея Сапковского «Ведьмак» часто упоминается василиск как чудовище, на которое ведьмак охотится. Присутствует василиск и в компьютерных играх, созданных компанией CD Projekt RED по мотивам этих романов.
  • В романе Умберто Эко «Имя розы» один из героев даёт такое описание василиска: «Бойся василиска! Се царь гадов, полный страшных ядов. Оными плюется! И хуже плевков. Пустит вонь, злостно так — убьет наповал! Брысь, брысь! Отрава! На горбу белый крап, башка петуха, передом стояч, задом ползуч, како всякий змий. Мрет от ласки…»
  • В цикле книг Терри Пратчеттаа «Плоский мир» василиск — это «редкое животное, обитающее в пустынях Клатча. Он похож на змею двадцати футов длиной с едкой слюной. Ходят слухи, что его взгляд способен обратить живое существо в камень, но это не соответствует действительности. На самом деле его взгляд просто измельчает рассудок в фарш, как ножи мясорубки»
  • В мультфильме «Дружба — это чудо», серия «Мастер взгляда», василиск выглядит как гибрид «цыпленка, но с телом змеи», обитающий в Вечнозелёном лесу и способный обращать всех существ в камень.
  • В игре Age of Wonders 2: The Wizard’s Throne василиск показан огромным ящером.
  • В игре Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide василиск выглядит как небольшая рептилия, способная обращать в камень.
  • В серии игр Heroes Mights and Magic василиск — ящер, способный обращать в камень.
  • В дополнении к игре Mass Effect 3 «Левиафан» также упоминается василиск.
  • В игре Dark Souls 2 присутствует ящероподобное чудовище Василиск, который может выдыхать облако, способное обратить в камень.

Галерея[править | ]

Используемые источники:

  • https://kriptozoo.ru/vasilisk-mifologiya.html
  • https://grimuar.ru/poltergeist/vasilisk-mifologiya.html
  • https://taynoeznanie.com/mifologiya-i-religii/sushhestvuet-li-zmej-vasilisk
  • https://mythological-creations.fandom.com/ru/wiki/василиск

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий