Цепочка питания животных примеры 3 класс — От Земли до Неба

Пищевые цепи это сложные взаимоотношения между различными группами живых организмов. И вариантов этих цепей великой множество, из них и складывается экосистема нашей планеты. Если даже одну из этих цепей питания порвать, то резкие изменения почувствуют все участники. Предлагаем Вашему вниманию несколько картинок с наглядной иллюстрацией этих взаимосвязей.

Животные — часть природы.cepipitaniya2.jpg

Пищевая цепь для школы.cepipitaniya3.jpg

Цепи питания для школьников.

Простая картинка.

Связь между различными животными.

Подробная цепь питания для изучения.

Для учеников 3 класса на урок по окружающему миру.

Цепь питания в 5 класс на урок по биологии в рисунке.

Иллюстрация с надписью.

Со стрелочками.

Схема цепи питания в лесу.

Черно белая картинка.

Цветное изображение.

Сложная многоуровневая цепочка питания в природе.

Для изучения.

Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.

Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

  • Травоядные

Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей – зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

  • Плотоядные или хищники

Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники – собаки, коты, дикие плотоядные животные – это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение – коренные зубы.

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

  • Всеядные

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Рис. 3. Растения – ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Что мы узнали?

Пищевая цепочка состоит из нескольких звеньев и подразумевает взаимоотношения между ними. Звено — это живой организм. Одно приходится пищей для другого. Детская песенка «В траве сидел кузнечик» является ярким объяснением, кто что ест. Цепи питания на окружающем мире в 3 классе можно проследить на словах этой песни: кузнечик поел траву, а лягушка проглотила «кузнеца». Самое сильное звено, или хищник, всегда находится вверху пищевого ряда.

Содержание

Типы пищевых цепочек

В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

Роли организмов в сообществе

Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.

Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.

Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.

Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.

Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание. Небольшие по величине представители звена — грызуны или лягушки — смогут бесконтрольно размножаться, а большие по размеру вымрут из-за отсутствия еды. Поэтому важно следить за тем, кто что ест, за экологией леса и вымирающими видами.

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

Пищевые цепочки и экологические связи в лесном сообществе

Лес представляет собой целую систему, в которой в тесной взаимосвязи друг с другом существует живая и неживая природа. Все живые обитатели леса: животные, растения, грибы и бактерии образуют вместе природное лесное сообщество.

Узнать о взаимоотношения живых организмов внутри лесного сообщества помогут пищевые цепочки. В пищевой цепочке каждый живой организм чем-то или кем-то питается, а также является пищей для кого-то. 

Пищевая цепочка состоит из групп живых организмов.

1 группа – растения, бактерии

2 группа – растительноядные животные

3 группа – хищники 

Хищники бывают слабыми и более сильными. Сильные хищники, питаются более слабыми, которые входят в 3 группу.

Поэтому к 4 группе относятся сильные хищники

Флора и фауна лесов определяется климатом и почвой, поэтому для составления пищевых цепочек, характерных для лесного сообщества, обязательно стоит вспомнить типы лесов.

Хвойные леса занимают самую обширную часть суши. В тайге растут вечнозелёные хвойные растения: ели, пихты, сосны, а также лиственницы, сбрасывающие на зиму хвою. Животные мир тайги не изобилует многообразием видов, типичные представители: бурый медведь, лось, благородный олень, куница, бурундук, белка, кедровка, глухарь, рысь.

Составим пищевые цепочки:

кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь

Хвойные леса кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются грызуны, птицы, иногда и хищники. Семена кедровой сосны излюбленная пища белок, бурундуков, полёвок, кедровок. Враг грызунов – куница. Это небольшой, но очень ловкий и быстрый хищник – родственник ласки. Куницы становятся пищей для более крупных хищников, например, рыси.

Другая пищевая цепочка:

кора ели –> заяц –> волк

В тайге зайцам приходится туго, сочной и мягкой еды мало, поэтому питаются они корой хвойных, молодыми побегами, а также семенами.

Волки могут охотиться как в одиночку, например, на зайца, так и на более крупных животных, объединяясь в стаи.

кора хвойных -> благородный олень –> волк

хвоя –> глухарь -> лиса –> бурый медведь

Хвоей в тайге питаются глухари. На эту птицу часто нападают некрупные хищники, в том числе и лисы. Бурый медведь ест как растительную пищу, так и животную. Охотится на грызунов, птиц и более мелких хищников. Медведь развивает скорость до 50 км/ч, поэтому с легкостью может догнать лисицу.

Южнее тайги расположены смешанные леса, которые в свою очередь граничат на юге с широколиственными. В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные растения. Широколиственный лес представлен дубом, липой, клёном, вязом, березой, ясенем, осиной.

Благодаря смягчению климата к югу, фауна смешанных и широколиственных лесов более разнообразна, чем тайги. В этих лесах встречаются, как и в тайге, зайцы, белки, лоси и олени, волки, бурые медведи, лисы, а также характерные уже в большей степени для широколиственных лесов — кабаны, косули, иволги, зяблики, лесные жаворонки, синицы, дятлы, орлы, коршуны.  

Составим пищевые цепочки, характерные для хвойных и широколиственных лесов:

орехи лещины –> белка -> лиса -> бурый медведь

В широколиственных и хвойных лесах белки питаются не семенами хвойных, а орехами лещины и семенами широколиственных деревьев. А вот врагами белки остаются всё же те волки, лисы, куницы и другие некрупные хищники.

жёлудь – кабан –> волк

Любимая пища кабанов – жёлуди. Несмотря на то, что волки уступают кабану в размере, охота в стае позволяет им без труда его одолеть.

Ещё несколько пищевых цепочек:

насекомые –> иволга –> беркут

Широлиственные леса богаты насекомыми, которые становятся пищей для большинства птиц.

Семена клёна -> лесная мышь -> хорёк -> филин

Хищные птицы, например, филин и беркут охотятся на мелких птиц, грызунов, а также куниц, хорьков и даже крупных животных, таких как лисы и детёныши оленей.  

Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Опубликовано 11.10.2020 – 2:20 –

Урок построен с применением технологии проблемного обучения и групповых технологий. Учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngurok_po_okruzh_miru.docx 30.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УРОК  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

4 класс

«Цепи питания. Кто что ест?»

Широкова Е.Д.

Учитель начальных классов

Подольск 2018г.

Урок окружающего мира

Тема: «Цепи питания. Кто что ест?»

Цель: формирование понятия о пищевых цепочках и сетях питания животных,

 о взаимоотношениях в природе, формирование умения составлять пищевые цепочки

Личностные УУД:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие умения работать в группах.

Познавательные УУД:

  • развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.
  • развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения,

классификации;

  • развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
  • формировать умения оценивать свою деятельность;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные  УУД:

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

 задачами коммуникации;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог,

излагать свою точку зрения;

  • формирование умения взаимодействовать в статичных группах на

основе сочетательного диалога;

  • формирование умения работать в статичных группах в режиме

интерактивного обучения;

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться составлять

цепи и сети питания животных.

Оборудование: мультимедийный экран, сказка Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»,

учебники, рабочие тетради, таблички с видами животных.

I.Организационный момент: Здравствуйте ребята. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!

II. Актуализация знаний

– Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Давай перечислим эти виды животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).

Сегодня на уроке мы тоже будем классифицировать животных. А вот по какому признаку, вы догадаетесь, прослушав сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»

– Кем пообедал ёж?

– Какую ещё пищу ест ёж?

– Почему ёж испугался филина?

– Что понял еж?

– Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица)

– Какими животными питается филин?

– Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?

– Попробуйте сформулировать тему урока.

(на экране тема)

III. Этап постановки проблемы

На экране изображения животных. Ваша задача – соотнести этих животных в группы по питанию, но прежде вспомним, какие группы бывают.

ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску по центру)

      – как называются животные, которые питаются растительной пищей?  

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

– как называются животные, которые в пищу используют других животных?

– ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

      – как называются животные, которые питаются насекомыми?

– НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

– как называются животные, которые ничем не брезгуют и в пищу используют растения животных?

– ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

– Ответьте на вопрос, чем питаются разные животные?

(Животные питаются растениями и другими животными)

– Разделите животных по этому признаку

(Хищные – изображения тигра, лисы)

(Растительноядные – изображения зайца, лошади)

(Насекомоядные – изображения лягушки)

(Всеядные – изображения ежа, поросенка, скворца)

IV. Проект выхода из затруднения

А) Беседа с учениками по вопросам:

– Говорят, что все живые существа связаны между собой цепью питания.   Как вы понимаете, что значит выражение – «цепь питания»? (данное понятие выносится на доску)

– Как вы понимаете лексическое значение слова «цепь»?

(железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться)

– Как вы считаете, мы, люди, должны знать о цепях питания животных?

– Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?

Б) Работа в парах:

– Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Отметьте закономерность в каждой строке карточки.

1. В каком порядке всегда расположена цепь питания?

2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?

– Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения).Значит, что растения – это первое звено в цепи питания животных. Кто, еще заметил этот факт?

–  Обратите внимание на то, кто расположен во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)

–  Что вы можете сказать о тех, кто занимает третье звено цепи питания? (все остальные животные)

–   Ребята, а почему именно растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (так как растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа), поэтому они всегда в цепи питания стоят на 1 месте.

V.Реализация построенного проекта

Обобщение

– Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных.

1.Водоросли – рыба – белый медведь

2. Рябина – заяц – волк

3. Желудь – кабан – волк

4. Зерно – мыши – кот

5. Пшеница – мышь – ястреб

6.Осина – заяц – лиса

7.Картофель – колорадский жук – куропатка

– Скажите, было сложно составлять пищевые цепочки? Как связаны между собой звенья в цепи питания?

(строгой последовательностью)

– Подумайте и ответьте, ваши составленные цепи питания относятся к одному природному сообществу?

(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки –   лес, водоем, поле, сад)

Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания.

VI.Физкультминутка

Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы хлопаете в ладоши; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.

Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот.

VII.Закрепление

А)Работа с учебником.

– Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.

– Какой вывод можно сделать из прочитанного?

(хищники приспособились добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)

– Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных)

Б) Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1.Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.

(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось – зеленый).

– Ребята, у меня возник вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено?  (если вопрос вызвал затруднение)

– Ответ тесно связан с образованием почвы. Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)

– Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено?  (да, бактерии)

– Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску)

В)Закрепление в форме эксперимента.

Я приглашаю к доске 4 учеников. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (яблоня, тля, божья коровка).  Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединим звенья в цепи с помощью мотка ниток.  Теперь, представьте, что развелось очень много пауков, а они большие любители божьих коровок, истребили практически всех божьих коровок на огороде. (Разрезаю нить)

– Что произошло? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного  звена цепи питания? (к трагедии)

– Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:

 – Почему филин мог съесть ежа?

(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)

– Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?

(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)

– Какой вывод можно сделать?

(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)

Домашнее задание

Р.Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.

VIII. Рефлексия

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

– Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями?

Расскажите о нем по плану:

  1. Мы познакомились с новой классификацией животных по …

(типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

-Растительноядных.

-Насекомоядных

-Хищников

-Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…

(добывать себе пищу и спасаться от врагов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира “Здоровое питание” (2 класс)

Классный час  знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье…

picture-96935-1498141089.jpgУрок окружающего мира по питанию

Предлагается план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по программе “Школа России” (учебник Плешакова). Тема рассматриваемая на уроке является очень важной не только в курсе изучения окружаще…

picture-295973-1379100366.jpgУрок окружающего мира “Наше питание”. 3 класс. УМК “Школа России”

Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами; сформировать правила правильного питания….

Конспект урока окружающего мира “наше питание. Пищеварительная система” 3 класс

Тема и номер урока в теме:      «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.Предметная программа и её автор::         «Мир вокруг…

picture-858258-1480330474.jpgКонспект урока окружающего мира “Наше питание”

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков….

picture-903188-1489150527.pngурок окружающего мира “Наше питание”

Цели урока:1.     Образовательныеo    Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.o    Дать элементарные представления об ор…

picture-652084-1439582455.jpgУрок окружающего мира “Наше питание”

Урок для 3 класса…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/cepi-pitaniya/
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/okruzhajushhij-mir/16585-kto-chto-est-cepi-pitaniia-3-klass-okryjaushii-mir.html
  • https://na5.club/okruzhayushhij-mir/kto-chto-est-prirodnye-czepi-pitaniya.html
  • https://pushkinsdelal.ru/skhemy-cepey-pitaniya-kharakternykh-dlya-l/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2020/10/11/urok-okruzhayushchego-mira-tsepi-pitaniya-kto-chto

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий