Содержание
Пищевые цепи это сложные взаимоотношения между различными группами живых организмов. И вариантов этих цепей великой множество, из них и складывается экосистема нашей планеты. Если даже одну из этих цепей питания порвать, то резкие изменения почувствуют все участники. Предлагаем Вашему вниманию несколько картинок с наглядной иллюстрацией этих взаимосвязей.
Животные — часть природы.
Пищевая цепь для школы.
Цепи питания для школьников.
Простая картинка.
Связь между различными животными.
Подробная цепь питания для изучения.
Для учеников 3 класса на урок по окружающему миру.
Цепь питания в 5 класс на урок по биологии в рисунке.
Иллюстрация с надписью.
Со стрелочками.
Схема цепи питания в лесу.
Черно белая картинка.
Цветное изображение.
Сложная многоуровневая цепочка питания в природе.
Для изучения.
Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.
Способы питания
Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.
В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:
- Травоядные
Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей – зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.
Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.
Рис. 1. Овцы на пастбище.
Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.
- Плотоядные или хищники
Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники – собаки, коты, дикие плотоядные животные – это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.
Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение – коренные зубы.
Рис. 2. Лев с добычей.
Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.
- Всеядные
Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.
В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.
Кто что ест: цепи питания
Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.
Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.
Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.
Рис. 3. Растения – ценный источник пищи.
Второе место отведено растительноядным животным.
Третье место занимают хищные представители животного мира.
Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.
На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!
Что мы узнали?
Пищевая цепочка состоит из нескольких звеньев и подразумевает взаимоотношения между ними. Звено — это живой организм. Одно приходится пищей для другого. Детская песенка «В траве сидел кузнечик» является ярким объяснением, кто что ест. Цепи питания на окружающем мире в 3 классе можно проследить на словах этой песни: кузнечик поел траву, а лягушка проглотила «кузнеца». Самое сильное звено, или хищник, всегда находится вверху пищевого ряда.
Содержание
Типы пищевых цепочек
В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:
Связь флоры и фауны
Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:
Роли организмов в сообществе
Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.
Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.
Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.
Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.
Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание. Небольшие по величине представители звена — грызуны или лягушки — смогут бесконтрольно размножаться, а большие по размеру вымрут из-за отсутствия еды. Поэтому важно следить за тем, кто что ест, за экологией леса и вымирающими видами.
Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!
Пищевые цепочки и экологические связи в лесном сообществе
Лес представляет собой целую систему, в которой в тесной взаимосвязи друг с другом существует живая и неживая природа. Все живые обитатели леса: животные, растения, грибы и бактерии образуют вместе природное лесное сообщество.
Узнать о взаимоотношения живых организмов внутри лесного сообщества помогут пищевые цепочки. В пищевой цепочке каждый живой организм чем-то или кем-то питается, а также является пищей для кого-то.
Пищевая цепочка состоит из групп живых организмов.
1 группа – растения, бактерии
2 группа – растительноядные животные
3 группа – хищники
Хищники бывают слабыми и более сильными. Сильные хищники, питаются более слабыми, которые входят в 3 группу.
Поэтому к 4 группе относятся сильные хищники
Флора и фауна лесов определяется климатом и почвой, поэтому для составления пищевых цепочек, характерных для лесного сообщества, обязательно стоит вспомнить типы лесов.
Хвойные леса занимают самую обширную часть суши. В тайге растут вечнозелёные хвойные растения: ели, пихты, сосны, а также лиственницы, сбрасывающие на зиму хвою. Животные мир тайги не изобилует многообразием видов, типичные представители: бурый медведь, лось, благородный олень, куница, бурундук, белка, кедровка, глухарь, рысь.
Составим пищевые цепочки:
кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь
Хвойные леса кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются грызуны, птицы, иногда и хищники. Семена кедровой сосны излюбленная пища белок, бурундуков, полёвок, кедровок. Враг грызунов – куница. Это небольшой, но очень ловкий и быстрый хищник – родственник ласки. Куницы становятся пищей для более крупных хищников, например, рыси.
Другая пищевая цепочка:
кора ели –> заяц –> волк
В тайге зайцам приходится туго, сочной и мягкой еды мало, поэтому питаются они корой хвойных, молодыми побегами, а также семенами.
Волки могут охотиться как в одиночку, например, на зайца, так и на более крупных животных, объединяясь в стаи.
кора хвойных -> благородный олень –> волк
хвоя –> глухарь -> лиса –> бурый медведь
Хвоей в тайге питаются глухари. На эту птицу часто нападают некрупные хищники, в том числе и лисы. Бурый медведь ест как растительную пищу, так и животную. Охотится на грызунов, птиц и более мелких хищников. Медведь развивает скорость до 50 км/ч, поэтому с легкостью может догнать лисицу.
Южнее тайги расположены смешанные леса, которые в свою очередь граничат на юге с широколиственными. В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные растения. Широколиственный лес представлен дубом, липой, клёном, вязом, березой, ясенем, осиной.
Благодаря смягчению климата к югу, фауна смешанных и широколиственных лесов более разнообразна, чем тайги. В этих лесах встречаются, как и в тайге, зайцы, белки, лоси и олени, волки, бурые медведи, лисы, а также характерные уже в большей степени для широколиственных лесов — кабаны, косули, иволги, зяблики, лесные жаворонки, синицы, дятлы, орлы, коршуны.
Составим пищевые цепочки, характерные для хвойных и широколиственных лесов:
орехи лещины –> белка -> лиса -> бурый медведь
В широколиственных и хвойных лесах белки питаются не семенами хвойных, а орехами лещины и семенами широколиственных деревьев. А вот врагами белки остаются всё же те волки, лисы, куницы и другие некрупные хищники.
жёлудь – кабан –> волк
Любимая пища кабанов – жёлуди. Несмотря на то, что волки уступают кабану в размере, охота в стае позволяет им без труда его одолеть.
Ещё несколько пищевых цепочек:
насекомые –> иволга –> беркут
Широлиственные леса богаты насекомыми, которые становятся пищей для большинства птиц.
Семена клёна -> лесная мышь -> хорёк -> филин
Хищные птицы, например, филин и беркут охотятся на мелких птиц, грызунов, а также куниц, хорьков и даже крупных животных, таких как лисы и детёныши оленей.
Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Опубликовано 11.10.2020 – 2:20 –
Урок построен с применением технологии проблемного обучения и групповых технологий. Учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
4 класс
«Цепи питания. Кто что ест?»
Широкова Е.Д.
Учитель начальных классов
Подольск 2018г.
Урок окружающего мира
Тема: «Цепи питания. Кто что ест?»
Цель: формирование понятия о пищевых цепочках и сетях питания животных,
о взаимоотношениях в природе, формирование умения составлять пищевые цепочки
Личностные УУД:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
Познавательные УУД:
классификации;
|
Регулятивные УУД: |
Коммуникативные УУД: |
задачами коммуникации;
излагать свою точку зрения;
основе сочетательного диалога;
интерактивного обучения; |
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться составлять
цепи и сети питания животных.
Оборудование: мультимедийный экран, сказка Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»,
учебники, рабочие тетради, таблички с видами животных.
I.Организационный момент: Здравствуйте ребята. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!
II. Актуализация знаний
– Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Давай перечислим эти виды животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).
Сегодня на уроке мы тоже будем классифицировать животных. А вот по какому признаку, вы догадаетесь, прослушав сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»
Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»
– Кем пообедал ёж?
– Какую ещё пищу ест ёж?
– Почему ёж испугался филина?
– Что понял еж?
– Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица)
– Какими животными питается филин?
– Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?
– Попробуйте сформулировать тему урока.
(на экране тема)
III. Этап постановки проблемы
На экране изображения животных. Ваша задача – соотнести этих животных в группы по питанию, но прежде вспомним, какие группы бывают.
– ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску по центру)
– как называются животные, которые питаются растительной пищей?
– РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
– как называются животные, которые в пищу используют других животных?
– ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
– как называются животные, которые питаются насекомыми?
– НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
– как называются животные, которые ничем не брезгуют и в пищу используют растения животных?
– ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
– Ответьте на вопрос, чем питаются разные животные?
(Животные питаются растениями и другими животными)
– Разделите животных по этому признаку
(Хищные – изображения тигра, лисы)
(Растительноядные – изображения зайца, лошади)
(Насекомоядные – изображения лягушки)
(Всеядные – изображения ежа, поросенка, скворца)
IV. Проект выхода из затруднения
А) Беседа с учениками по вопросам:
– Говорят, что все живые существа связаны между собой цепью питания. Как вы понимаете, что значит выражение – «цепь питания»? (данное понятие выносится на доску)
– Как вы понимаете лексическое значение слова «цепь»?
(железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться)
– Как вы считаете, мы, люди, должны знать о цепях питания животных?
– Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?
Б) Работа в парах:
– Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Отметьте закономерность в каждой строке карточки.
1. В каком порядке всегда расположена цепь питания?
2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?
– Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения).Значит, что растения – это первое звено в цепи питания животных. Кто, еще заметил этот факт?
– Обратите внимание на то, кто расположен во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)
– Что вы можете сказать о тех, кто занимает третье звено цепи питания? (все остальные животные)
– Ребята, а почему именно растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (так как растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа), поэтому они всегда в цепи питания стоят на 1 месте.
V.Реализация построенного проекта
Обобщение
– Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных.
1.Водоросли – рыба – белый медведь
2. Рябина – заяц – волк
3. Желудь – кабан – волк
4. Зерно – мыши – кот
5. Пшеница – мышь – ястреб
6.Осина – заяц – лиса
7.Картофель – колорадский жук – куропатка
– Скажите, было сложно составлять пищевые цепочки? Как связаны между собой звенья в цепи питания?
(строгой последовательностью)
– Подумайте и ответьте, ваши составленные цепи питания относятся к одному природному сообществу?
(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки – лес, водоем, поле, сад)
– Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания.
VI.Физкультминутка
Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы хлопаете в ладоши; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.
Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот.
VII.Закрепление
А)Работа с учебником.
– Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.
– Какой вывод можно сделать из прочитанного?
(хищники приспособились добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)
– Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных)
Б) Работа в рабочей тетради.
– Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1.Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.
(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось – зеленый).
– Ребята, у меня возник вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено? (если вопрос вызвал затруднение)
– Ответ тесно связан с образованием почвы. Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)
– Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено? (да, бактерии)
– Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску)
В)Закрепление в форме эксперимента.
Я приглашаю к доске 4 учеников. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (яблоня, тля, божья коровка). Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединим звенья в цепи с помощью мотка ниток. Теперь, представьте, что развелось очень много пауков, а они большие любители божьих коровок, истребили практически всех божьих коровок на огороде. (Разрезаю нить)
– Что произошло? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного звена цепи питания? (к трагедии)
– Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:
– Почему филин мог съесть ежа?
(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)
– Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?
(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)
– Какой вывод можно сделать?
(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)
Домашнее задание
Р.Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.
VIII. Рефлексия
Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?
– Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями?
Расскажите о нем по плану:
- Мы познакомились с новой классификацией животных по …
(типу питания).
2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….
-Растительноядных.
-Насекомоядных
-Хищников
-Всеядных
3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…
(добывать себе пищу и спасаться от врагов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира “Здоровое питание” (2 класс)
Классный час знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье…
Урок окружающего мира по питанию
Предлагается план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по программе “Школа России” (учебник Плешакова). Тема рассматриваемая на уроке является очень важной не только в курсе изучения окружаще…
Урок окружающего мира “Наше питание”. 3 класс. УМК “Школа России”
Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами; сформировать правила правильного питания….
Конспект урока окружающего мира “наше питание. Пищеварительная система” 3 класс
Тема и номер урока в теме: «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.Предметная программа и её автор:: «Мир вокруг…
Конспект урока окружающего мира “Наше питание”
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков….
урок окружающего мира “Наше питание”
Цели урока:1. Образовательныеo Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.o Дать элементарные представления об ор…
Урок окружающего мира “Наше питание”
Урок для 3 класса…
- Мне нравится
Используемые источники:
- https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/cepi-pitaniya/
- https://sprint-olympic.ru/uroki/okruzhajushhij-mir/16585-kto-chto-est-cepi-pitaniia-3-klass-okryjaushii-mir.html
- https://na5.club/okruzhayushhij-mir/kto-chto-est-prirodnye-czepi-pitaniya.html
- https://pushkinsdelal.ru/skhemy-cepey-pitaniya-kharakternykh-dlya-l/
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2020/10/11/urok-okruzhayushchego-mira-tsepi-pitaniya-kto-chto