Зачем Земле болота

Возникновение

300px-L--tt-Witt_Moor-2.jpgМы говорим «болото», когда имеем в виду что-то застоявшееся, затягивающее, недвижимое, а иногда и дурно пахнущее. То, что появляется, когда какая-либо деятельность угасает. Да, экосистема болота не отличается бурной жизнью. Так что, оно, последняя стадия жизни на планете? Первые возникли около 400 млн. лет назад, а самое большое из них в пойме реки Амазонка. Что природа не справляется с регулированием и восстановлением? А, может, все не так, как кажется?

Для  его возникновения необходимы два компонента: низина, куда стекают осадочные и/или грунтовые воды и избыточная влажность.

Реки, ручьи и атмосферные осадки, попадая в озеро, приносят с собой частицы почвы и органические отходы. Не имея возможности двигаться дальше, все это оседает на дно и превращается в ил. Постепенно происходят видовые изменения у животных и растений. Озеро становится болотом. Экосистема последнего, не отличается разнообразием. Животный мир, например, умеренного пояса, представлен черепахой, несколькими видами жаб и лягушек, змеями, енотом, выдрой, ондатрой. Птицами – журавлем, цаплей, различными куликами, чибисами, утиными. Насекомыми – комарами, жуками и бабочками. Среди растений — это ягоды, багульник, осока, кувшинка, и мхи.

 

Пищевая цепь

114723-300x198.jpgТрофическую или пищевую цепь болота наполняют эти виды. Они и есть производители, потребители и разрушители или экосистема болота.

  • Производителями здесь, как и в любой другой, являются растения, перерабатывающие солнечную энергию в необходимый для дыхания всего живого кислород.
  • Потребителями — звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые.
  • Разрушителями – черви и личинки насекомых, микроорганизмы и бактериям.

Отличается экосистема болота от любой другой тем, что продуценты или производители вырабатывают избыточное количество кислорода, а это ведет к увеличению растительной биомассы. Редуценты или разрушители не справляются с удвоенным источником поступления органических отходов — останками животных и растений, погибающих здесь и огромным количеством, поступающим из-за пределов. Разросшиеся на поверхности растения задерживают поступление кислорода в нижние слои, где обитают разрушители. Там накапливается углекислый газ.

 

Основная функция

Кислая среда, отсутствие кислорода и низкая температура ведет к гибели гнилостных бактерий. Органические отходы перестают разлагаться, превращаясь в торф, а углекислый газ не попадает в воздух. Это и есть главная особенность и уникальная положительная черта этой экосистемы, которая выполняет по сути ту же функцию, что и растения. А именно,  борется с увеличением количества углекислого газа в атмосфере. Только своим способом – путем консервации органических остатков.

Такая консервация дала возможность обнаружить хорошо сохранившиеся мумии людей, живших еще в I веке до н. э.

Вот зачем Земле болота и осушать их нельзя.

Вам будет интересно посмотреть картинки экосистемы болота.

Видео — В плену болот

11 месяцев назад

Окружающий мир 3 класс. Как составить 5 пищевых цепочек тема экосистема болота

2 ответа:

Особенностью экосистемы болота оказывается высокая увлажнение и малое количество разрушителей, ведь в болотах для разрушителей просто не хватает кислорода. Отсюда неполный круговорот веществ свойственных болотам, который выражается в накапливании органики в виде торфа. Эта особенность делает болота кладезем энергии и часто используется человеком.

В болотах довольно богатый животный и растительный мир, поэтому составить пять пищевых цепочек не представляет большой сложности.

К Производителям на болоте следует отнести болотные растения – рогоз, кувшинка, осока, клюква, морошка, голубика

К Потребителям отнесем животных и насекомых, обитающих на болоте. Это комары, стрекозы, жуки, лягушки, жабы, тритоны, водоплавающие птицы, ондатра, заяц, лось. Рыбы в большинстве болот нет. Разве что в зарастающем озере.

Пример пищевых цепочек:

Клюква-Заяц-Волк-Бактерии и микроорганизмы

Осока-Лось-Человек-Бактерии и микроорганизмы

Мертвая органика-Личинки комаров-Лягушка-Цапля-Микроорганизмы

Рогоз-Олень-Комар-Микроорганизмы

Мертвая органика-Жуки-Бекас-Лунь-Микроорганизмы.

Пищевая цепочка – это перечень растений, птиц, животных, микроорганизмов, связь между которыми представляется в виде формулы – пища – потребитель. Например:

  • клюква-заяц-волк
  • цветы (нектар) – насекомые – лягушка – птица
  • водоросли – рачки, черви, маллюски – карась – щука
  • комар – лягушка – змея – еж
  • клюква – куропатка – хищная птица
  • трава – олень – росомаха.

Болота – это не серое, забытое всеми место – там кипит жизнь. Это и примитивные животные, множество растений, ягод, грибов, рыбы, насекомые, разнообразие птиц, и, конечно животные – как травоядные, так и хищные.

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

Пищевые цепочки и экологические связи в пресноводном сообществе

Реки, ручьи, озера, пруды, болота – всё это пресноводные водоёмы. На их долю от общего количества всех вод планеты проходится всего 0,5%! Вода и обилие растительности по берегам водоёмов даёт пищу и кров многим живым организмам: насекомым, рыбам, земноводным, пресмыкающимся, млекопитающим и птицам, а также растениям. Всех этих живых организмов объединяет приспособленность к жизни в пресной воде. Вместе они образуют пресноводное природное сообщество.

Отражением взаимоотношений между различными группами живых организмов в пресноводном сообществе будут являться пищевые цепочки, которые показывают процесс питания одних организмов другими. Любая пищевая цепочка включает организмы из разных групп. Всего существует 4 группы живых организмов:

1 группа – растения и бактерии

2 группа – растительноядные животные

3 группа – плотоядные животные (хищники)

Плотоядные животные – это хищники, по-другому. Есть хищники, которые употребляют в пищу растительноядных животных. Например, лиса охотится на зайцев и мелких грызунов. Однако есть также и крупные сильные хищники, для которых пищей будут являться более слабые хищники. Например, бурый медведь иногда охотится на лис, а пищей для ястребов служат ласки, хорьки и другие мелкие хищники.

Таким образом, 4 группа живых организмов – сильные хищники

Представители первой группы живых организмов пресноводного сообщества – такие растения, как водоросли, осока, ряска, элодея, кубышка, тростник, рогоз.

Ко второй группе относятся всевозможные насекомых и их личинки, а также пресноводная улитка, беззубка, прудовик, катушка и другие моллюски. Карась, плотва, сазан, лещ и другая растительноядная рыба, а также бобр, питающейся корой и побегами растений – также представители второй группы.

Третья и четвертая группа состоит из амфибий – лягушек и тритонов; рептилий – ужа водяного, ужа обыкновенного, гадюки, а также хищных рыб – сома, щуки, окуня, судака, налима и хищных птиц – зимородки, цапли, аиста. К этой же группе отнесём хищных млекопитающих – выдру и норку.

Составим пищевые цепочки, характерные для пресноводного сообщества

водоросли -> личинки комаров -> жук-плавунец -> щука

Очень необычный представитель пресных водоёмов – жук-плавунец. Этого жука не интересует растительная пища, он питается насекомыми, амфибиями и даже нападает на рыбу, которая превосходит его по размерам. Размеры жука-плавунца составляют около 4,5-5 см, однако он обладает мощной челюстью. Особенно агрессивны личинки жуков. Отличительная особенность плавунца заключается в том, что он может жить как под водой, так и летать. При угрозе он выбрасывает едкое вещество, которое отпугивает врагов. Жук-плавунец является пищей для крупных хищных рыб, например, щуки.

ряска -> личинки мух -> личинки стрекоз -> лягушка -> аист

Личинки комаров и мух питаются растениями водоёмов, например, ряской и являются пищей для жуков-плавунцов, амфибий, тритонов и, конечно, хищных личинок стрекоз. В свою очередь, личинки стрекоз становятся добычей лягушек. Лягушки имеют длинный язык, который выбрасывают, видя добычу. Язык лягушки липкий, поэтому, соприкоснувшись с языком лягушки, насекомое уже не может выбраться.

Аисты, цапли и другие хищные птицы охотятся в основном на амфибий и рептилий.

элодея -> тритон -> уж обыкновенный -> цапля

Элодея – подводное растение, его называют «водяной чумой», так как, появившись в водоёме, элодея очень быстро разрастается и заполняет собой практически всё свободное пространство. Питается элодеей и небольшое земноводное – тритон, которое напоминает лягушку и ящерицу. На тритонов охотятся рептилии, населяющие прибрежную зону: гадюки и ужи.

Пресноводные водоёмы богаты моллюсками. В них обитают пресноводные улитки, беззубки, прудовики, катушки.

водоросли -> прудовик –> окунь —> налим

Прудовик – это моллюск. Он питается водорослями, а также гниющими остатками животных и растений. Прудовик специально заглатывает песок, который, попадая в желудок, помогает измельчать ему твёрдую и жесткую пищу. Прудовик – пища для многих пресноводных рыб.

На небольших как растительноядных, так и хищных рыб ведут охоту более крупные хищники: сом, налим, судак, щука, большой окунь.

Похожая пищевая цепочка

водоросли –> улитка катушка–> ёрш -> судак

Катушка, как и прудовик, питается водорослями, растениями, гниющими остатками. Моллюски – пища для многих небольших хищных рыб, к ним можно отнести и ерша.

Другая пищевая цепочка:

водоросли —> рачки —> ондатра —> выдра

Ондатра – грызун, проводящий в воде значительную часть своей жизни. Ондатра питается как растительной пищей, так и моллюсками, мелкой рыбой и рачками. Враги ондатры: выдра, норка, а также крупные хищные рыбы. Норка и выдры – мелкие хищники, которые очень шустро передвигается в воде, ловко проникая в норы ондатры. 

ряска –> личинки мух –> кряква –> выдра

Дикая утка или дикая кряква – эта птица, которую можно встретить рядом с прибрежными зонами. Кряква употребляет как растительную пищу, так и мелкую рыбу, моллюсков, лягушек, личинок комаров и других насекомых. Враги диких уток: хищные птицы и мелкие хищники.

Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Пищевые цепи это сложные взаимоотношения между различными группами живых организмов. И вариантов этих цепей великой множество, из них и складывается экосистема нашей планеты. Если даже одну из этих цепей питания порвать, то резкие изменения почувствуют все участники. Предлагаем Вашему вниманию несколько картинок с наглядной иллюстрацией этих взаимосвязей.

Животные — часть природы.

Пищевая цепь для школы.

Цепи питания для школьников.

Простая картинка.

Связь между различными животными.

Подробная цепь питания для изучения.

Для учеников 3 класса на урок по окружающему миру.

Цепь питания в 5 класс на урок по биологии в рисунке.

Иллюстрация с надписью.

Со стрелочками.

Схема цепи питания в лесу.

Черно белая картинка.

Цветное изображение.

Сложная многоуровневая цепочка питания в природе.

Для изучения.

1.

–>

Возможно два варианта пастбищных цепей:

Птицы не питаются божьими коровками.

2.

–>

а) бактерии, гиена, лев, антилопа, растения:

растения → антилопа → гиена → лев → бактерии.

б) растения луга, лягушка, уж, ястреб-змееяд, насекомые:

растения луга → насекомые → лягушка → уж → ястреб.

3.

4.

–>

Детритные пищевые цепи:

5.

6.

–>

Исчезновение моллюсков приведёт к загрязнению воды, что повлечёт за собой гибель рыб. Инфузории — это пища дафний в аквариуме, а дафнии — это пища для рыб, поэтому исчезновение и первых, и вторых приведёт к гибели рыб.

7.

–>

8.

–>

В природе пастбищные цепи связаны с детритными цепями общими пищевыми звеньями и образуют сеть питания.

Наличие в экосистеме пищевой сети способствует выживанию организмов при недостатке определенного вида корма благодаря возможности использовать другой корм. И чем шире видовое разнообразие особей в экосистеме, тем больше пищевых цепей в составе пищевой сети и тем устойчивее экосистема. Выпадение одного звена из цепи питания не нарушит всей экосистемы, так как могут быть использованы источники питания из других пищевых цепей.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы! Используемые источники:

  • http://ecology-of.ru/samoe-interesnoe/zachem-zemle-bolota/
  • https://otvet.ws/questions/1129561-okruzhajuschij-mir-3-klass-kak-sostavit-5-pischevyh-cepochek-ekosistemy-bolota.html
  • https://pushkinsdelal.ru/skhemy-cepey-pitaniya-kharakternykh-dlya-p-2/
  • https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/cepi-pitaniya/
  • https://superresheba.by/resh/53991

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий