Содержание
Возникновение
Мы говорим «болото», когда имеем в виду что-то застоявшееся, затягивающее, недвижимое, а иногда и дурно пахнущее. То, что появляется, когда какая-либо деятельность угасает. Да, экосистема болота не отличается бурной жизнью. Так что, оно, последняя стадия жизни на планете? Первые возникли около 400 млн. лет назад, а самое большое из них в пойме реки Амазонка. Что природа не справляется с регулированием и восстановлением? А, может, все не так, как кажется?
Для его возникновения необходимы два компонента: низина, куда стекают осадочные и/или грунтовые воды и избыточная влажность.
Реки, ручьи и атмосферные осадки, попадая в озеро, приносят с собой частицы почвы и органические отходы. Не имея возможности двигаться дальше, все это оседает на дно и превращается в ил. Постепенно происходят видовые изменения у животных и растений. Озеро становится болотом. Экосистема последнего, не отличается разнообразием. Животный мир, например, умеренного пояса, представлен черепахой, несколькими видами жаб и лягушек, змеями, енотом, выдрой, ондатрой. Птицами – журавлем, цаплей, различными куликами, чибисами, утиными. Насекомыми – комарами, жуками и бабочками. Среди растений — это ягоды, багульник, осока, кувшинка, и мхи.
Пищевая цепь
Трофическую или пищевую цепь болота наполняют эти виды. Они и есть производители, потребители и разрушители или экосистема болота.
- Производителями здесь, как и в любой другой, являются растения, перерабатывающие солнечную энергию в необходимый для дыхания всего живого кислород.
- Потребителями — звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые.
- Разрушителями – черви и личинки насекомых, микроорганизмы и бактериям.
Отличается экосистема болота от любой другой тем, что продуценты или производители вырабатывают избыточное количество кислорода, а это ведет к увеличению растительной биомассы. Редуценты или разрушители не справляются с удвоенным источником поступления органических отходов — останками животных и растений, погибающих здесь и огромным количеством, поступающим из-за пределов. Разросшиеся на поверхности растения задерживают поступление кислорода в нижние слои, где обитают разрушители. Там накапливается углекислый газ.
Основная функция
Кислая среда, отсутствие кислорода и низкая температура ведет к гибели гнилостных бактерий. Органические отходы перестают разлагаться, превращаясь в торф, а углекислый газ не попадает в воздух. Это и есть главная особенность и уникальная положительная черта этой экосистемы, которая выполняет по сути ту же функцию, что и растения. А именно, борется с увеличением количества углекислого газа в атмосфере. Только своим способом – путем консервации органических остатков.
Такая консервация дала возможность обнаружить хорошо сохранившиеся мумии людей, живших еще в I веке до н. э.
Вот зачем Земле болота и осушать их нельзя.
Вам будет интересно посмотреть картинки экосистемы болота.
Видео — В плену болот
11 месяцев назад
Окружающий мир 3 класс. Как составить 5 пищевых цепочек тема экосистема болота
2 ответа:
Особенностью экосистемы болота оказывается высокая увлажнение и малое количество разрушителей, ведь в болотах для разрушителей просто не хватает кислорода. Отсюда неполный круговорот веществ свойственных болотам, который выражается в накапливании органики в виде торфа. Эта особенность делает болота кладезем энергии и часто используется человеком.
В болотах довольно богатый животный и растительный мир, поэтому составить пять пищевых цепочек не представляет большой сложности.
К Производителям на болоте следует отнести болотные растения – рогоз, кувшинка, осока, клюква, морошка, голубика
К Потребителям отнесем животных и насекомых, обитающих на болоте. Это комары, стрекозы, жуки, лягушки, жабы, тритоны, водоплавающие птицы, ондатра, заяц, лось. Рыбы в большинстве болот нет. Разве что в зарастающем озере.
Пример пищевых цепочек:
Клюква-Заяц-Волк-Бактерии и микроорганизмы
Осока-Лось-Человек-Бактерии и микроорганизмы
Мертвая органика-Личинки комаров-Лягушка-Цапля-Микроорганизмы
Рогоз-Олень-Комар-Микроорганизмы
Мертвая органика-Жуки-Бекас-Лунь-Микроорганизмы.
Пищевая цепочка – это перечень растений, птиц, животных, микроорганизмов, связь между которыми представляется в виде формулы – пища – потребитель. Например:
- клюква-заяц-волк
- цветы (нектар) – насекомые – лягушка – птица
- водоросли – рачки, черви, маллюски – карась – щука
- комар – лягушка – змея – еж
- клюква – куропатка – хищная птица
- трава – олень – росомаха.
Болота – это не серое, забытое всеми место – там кипит жизнь. Это и примитивные животные, множество растений, ягод, грибов, рыбы, насекомые, разнообразие птиц, и, конечно животные – как травоядные, так и хищные.
Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!
Пищевые цепочки и экологические связи в пресноводном сообществе
Реки, ручьи, озера, пруды, болота – всё это пресноводные водоёмы. На их долю от общего количества всех вод планеты проходится всего 0,5%! Вода и обилие растительности по берегам водоёмов даёт пищу и кров многим живым организмам: насекомым, рыбам, земноводным, пресмыкающимся, млекопитающим и птицам, а также растениям. Всех этих живых организмов объединяет приспособленность к жизни в пресной воде. Вместе они образуют пресноводное природное сообщество.
Отражением взаимоотношений между различными группами живых организмов в пресноводном сообществе будут являться пищевые цепочки, которые показывают процесс питания одних организмов другими. Любая пищевая цепочка включает организмы из разных групп. Всего существует 4 группы живых организмов:
1 группа – растения и бактерии
2 группа – растительноядные животные
3 группа – плотоядные животные (хищники)
Плотоядные животные – это хищники, по-другому. Есть хищники, которые употребляют в пищу растительноядных животных. Например, лиса охотится на зайцев и мелких грызунов. Однако есть также и крупные сильные хищники, для которых пищей будут являться более слабые хищники. Например, бурый медведь иногда охотится на лис, а пищей для ястребов служат ласки, хорьки и другие мелкие хищники.
Таким образом, 4 группа живых организмов – сильные хищники
Представители первой группы живых организмов пресноводного сообщества – такие растения, как водоросли, осока, ряска, элодея, кубышка, тростник, рогоз.
Ко второй группе относятся всевозможные насекомых и их личинки, а также пресноводная улитка, беззубка, прудовик, катушка и другие моллюски. Карась, плотва, сазан, лещ и другая растительноядная рыба, а также бобр, питающейся корой и побегами растений – также представители второй группы.
Третья и четвертая группа состоит из амфибий – лягушек и тритонов; рептилий – ужа водяного, ужа обыкновенного, гадюки, а также хищных рыб – сома, щуки, окуня, судака, налима и хищных птиц – зимородки, цапли, аиста. К этой же группе отнесём хищных млекопитающих – выдру и норку.
Составим пищевые цепочки, характерные для пресноводного сообщества
водоросли -> личинки комаров -> жук-плавунец -> щука
Очень необычный представитель пресных водоёмов – жук-плавунец. Этого жука не интересует растительная пища, он питается насекомыми, амфибиями и даже нападает на рыбу, которая превосходит его по размерам. Размеры жука-плавунца составляют около 4,5-5 см, однако он обладает мощной челюстью. Особенно агрессивны личинки жуков. Отличительная особенность плавунца заключается в том, что он может жить как под водой, так и летать. При угрозе он выбрасывает едкое вещество, которое отпугивает врагов. Жук-плавунец является пищей для крупных хищных рыб, например, щуки.
ряска -> личинки мух -> личинки стрекоз -> лягушка -> аист
Личинки комаров и мух питаются растениями водоёмов, например, ряской и являются пищей для жуков-плавунцов, амфибий, тритонов и, конечно, хищных личинок стрекоз. В свою очередь, личинки стрекоз становятся добычей лягушек. Лягушки имеют длинный язык, который выбрасывают, видя добычу. Язык лягушки липкий, поэтому, соприкоснувшись с языком лягушки, насекомое уже не может выбраться.
Аисты, цапли и другие хищные птицы охотятся в основном на амфибий и рептилий.
элодея -> тритон -> уж обыкновенный -> цапля
Элодея – подводное растение, его называют «водяной чумой», так как, появившись в водоёме, элодея очень быстро разрастается и заполняет собой практически всё свободное пространство. Питается элодеей и небольшое земноводное – тритон, которое напоминает лягушку и ящерицу. На тритонов охотятся рептилии, населяющие прибрежную зону: гадюки и ужи.
Пресноводные водоёмы богаты моллюсками. В них обитают пресноводные улитки, беззубки, прудовики, катушки.
водоросли -> прудовик –> окунь —> налим
Прудовик – это моллюск. Он питается водорослями, а также гниющими остатками животных и растений. Прудовик специально заглатывает песок, который, попадая в желудок, помогает измельчать ему твёрдую и жесткую пищу. Прудовик – пища для многих пресноводных рыб.
На небольших как растительноядных, так и хищных рыб ведут охоту более крупные хищники: сом, налим, судак, щука, большой окунь.
Похожая пищевая цепочка
водоросли –> улитка катушка–> ёрш -> судак
Катушка, как и прудовик, питается водорослями, растениями, гниющими остатками. Моллюски – пища для многих небольших хищных рыб, к ним можно отнести и ерша.
Другая пищевая цепочка:
водоросли —> рачки —> ондатра —> выдра
Ондатра – грызун, проводящий в воде значительную часть своей жизни. Ондатра питается как растительной пищей, так и моллюсками, мелкой рыбой и рачками. Враги ондатры: выдра, норка, а также крупные хищные рыбы. Норка и выдры – мелкие хищники, которые очень шустро передвигается в воде, ловко проникая в норы ондатры.
ряска –> личинки мух –> кряква –> выдра
Дикая утка или дикая кряква – эта птица, которую можно встретить рядом с прибрежными зонами. Кряква употребляет как растительную пищу, так и мелкую рыбу, моллюсков, лягушек, личинок комаров и других насекомых. Враги диких уток: хищные птицы и мелкие хищники.
Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Пищевые цепи это сложные взаимоотношения между различными группами живых организмов. И вариантов этих цепей великой множество, из них и складывается экосистема нашей планеты. Если даже одну из этих цепей питания порвать, то резкие изменения почувствуют все участники. Предлагаем Вашему вниманию несколько картинок с наглядной иллюстрацией этих взаимосвязей.
Животные — часть природы.
Пищевая цепь для школы.
Цепи питания для школьников.
Простая картинка.
Связь между различными животными.
Подробная цепь питания для изучения.
Для учеников 3 класса на урок по окружающему миру.
Цепь питания в 5 класс на урок по биологии в рисунке.
Иллюстрация с надписью.
Со стрелочками.
Схема цепи питания в лесу.
Черно белая картинка.
Цветное изображение.
Сложная многоуровневая цепочка питания в природе.
Для изучения.
1.
–>
Возможно два варианта пастбищных цепей:
Птицы не питаются божьими коровками.
2.
–>
а) бактерии, гиена, лев, антилопа, растения:
растения → антилопа → гиена → лев → бактерии.
б) растения луга, лягушка, уж, ястреб-змееяд, насекомые:
растения луга → насекомые → лягушка → уж → ястреб.
3.
4.
–>
Детритные пищевые цепи:
5.
6.
–>
Исчезновение моллюсков приведёт к загрязнению воды, что повлечёт за собой гибель рыб. Инфузории — это пища дафний в аквариуме, а дафнии — это пища для рыб, поэтому исчезновение и первых, и вторых приведёт к гибели рыб.
7.
–>
8.
–>
В природе пастбищные цепи связаны с детритными цепями общими пищевыми звеньями и образуют сеть питания.
Наличие в экосистеме пищевой сети способствует выживанию организмов при недостатке определенного вида корма благодаря возможности использовать другой корм. И чем шире видовое разнообразие особей в экосистеме, тем больше пищевых цепей в составе пищевой сети и тем устойчивее экосистема. Выпадение одного звена из цепи питания не нарушит всей экосистемы, так как могут быть использованы источники питания из других пищевых цепей.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы! Используемые источники:
- http://ecology-of.ru/samoe-interesnoe/zachem-zemle-bolota/
- https://otvet.ws/questions/1129561-okruzhajuschij-mir-3-klass-kak-sostavit-5-pischevyh-cepochek-ekosistemy-bolota.html
- https://pushkinsdelal.ru/skhemy-cepey-pitaniya-kharakternykh-dlya-p-2/
- https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/cepi-pitaniya/
- https://superresheba.by/resh/53991