Цепь питания животных 3 класс картинки

Пищевые цепи это сложные взаимоотношения между различными группами живых организмов. И вариантов этих цепей великой множество, из них и складывается экосистема нашей планеты. Если даже одну из этих цепей питания порвать, то резкие изменения почувствуют все участники. Предлагаем Вашему вниманию несколько картинок с наглядной иллюстрацией этих взаимосвязей.

Животные — часть природы.cepipitaniya2.jpg

Пищевая цепь для школы.cepipitaniya3.jpg

Цепи питания для школьников.

Простая картинка.

Связь между различными животными.

Подробная цепь питания для изучения.

Для учеников 3 класса на урок по окружающему миру.

Цепь питания в 5 класс на урок по биологии в рисунке.

Иллюстрация с надписью.

Со стрелочками.

Схема цепи питания в лесу.

Черно белая картинка.

Цветное изображение.

Сложная многоуровневая цепочка питания в природе.

Для изучения.

Один из видов пищевой цепочки – цепь разложения или детритная пищевая цепь. В отличие от пастбищной цепи она начинается с редуцентов, т.е. сапрофитов, питающихся органическими останками.

Звенья

По сравнению с пастбищной цепью детритная цепь не включает продуценты (автотрофы), т.е. способные к фотосинтезу водоросли (фитопланктон, ламинарии и т.д.), наземные зелёные растения. В пастбищной цепи питательной средой являются неорганические вещества и солнечный свет.

Цепи разложения характерны для лесов и саванн.Звеньями детритной пищевой цепи являются:

  • редуценты (сапротрофы) – простейшие, бактерии, грибы, черви, моллюски, личинки насекомых;
  • консументы (гетеротрофы) – животные нескольких порядков.

Питательную основу цепи разложения составляет детрит – продукты распада органических тканей растительного и животного происхождения. Разложению тканей способствуют микроорганизмы – бактерии и простейшие.К детриту относятся:

  • опавшие листья;
  • скошенная трава;
  • древесина мёртвых деревьев;
  • трупы животных;
  • экскременты.

Рис. 1. Примеры детрита.

Организмы, которые питаются детритом, называются детритофагами. Они являются консументами первого порядка. К ним относятся различные многоклеточные организмы, живущие на суше и в воде. Например, к наземным детритофагам относятся:

  • грибы;
  • жуки-скарабеи;
  • дождевые черви;
  • термиты.

Примеры водных детритофагов:

  • двустворчатые моллюски;
  • коловратки;
  • многощетинковые черви;
  • некоторые виды рыб.

Рис. 2. Детритофаги.

Детритные цепи могут включать множество консументов разного порядка. Начиная со второго порядка, все консументы являются хищными животными.

Детритная цепь начинается и заканчивается редуцентами, полностью исключая автотрофы. Однако детритная цепь косвенно зависит от солнечной энергии, т.к. детрит включает разлагающиеся останки автотрофов и гетеротрофов пастбищной цепи.

Примеры

Несколько примеров детритной пищевой цепи:

  • перегной – дождевой червь – ёж – лисица;
  • опавшие листья – червь – дрозд – ястреб;
  • опавшие листья – дождевой червь – землеройка – сова;
  • навоз – жуки-скарабеи – крот – куница – лисица;
  • навоз – личинки мух – лягушка – уж – хищная птица;
  • детрит – грибы – лесная полёвка – лисица;
  • водный детрит – крабы – тюлени-крабоеды.

Последним звеном всегда являются редуценты, закольцовывая цепочку.

Рис. 3. Примеры детритной цепи.

Пастбищную и детритную цепи связывают некрофаги или падальщики, поедающие трупы животных. Обычно они съедают только мягкие ткани. Внутренности и кости остаются гнить, превращаясь в детрит. Сами падальщики после смерти становятся питательной средой для сапрофагов.

Что мы узнали?

Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.

Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

  • Травоядные

Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей – зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

  • Плотоядные или хищники

Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники – собаки, коты, дикие плотоядные животные – это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение – коренные зубы.

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

  • Всеядные

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Рис. 3. Растения – ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Что мы узнали?

Опубликовано 16.02.2014 — 20:04 —

Урок по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_okruzhayushchego_mira_-_kopiya.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Окружающий мир

                            3 класс, «Школа России»        

Зенина Т.Л.

                                                              МОУ «Краснооктябрьская СОШ                                      

                                                Белгородского района  Белгородской области»                  

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Задачи:

Предметные:

-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

— содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

— учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД

— содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге.

— планировать свои действия в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД:

— содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебники  А.Плешакова «Окружающий мир», рабочие тетради к учебнику, схема «Животные».

Ход урока:

I. Организация начала урока.

        Встало солнышко давно,                 Торопись скорее в класс.

          Заглянуло к нам в окно.                   Интересно здесь у нас.

— Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.

П. Проверка домашнего задания.

Игровое упражнение «Крестики-нолики».

— С чего начнём работу на уроке? (С повторения.)

— Вы любите играть? Тогда поиграем в «Крестики-нолики» ( учитель раздаёт листочки).

— «Х» — правильное утверждение, «О» — неправильное утверждение.

        1. Наука о животных называется зоологией.

        2. У насекомых 6 пар ног.

        3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.

        4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

        5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

        6. Мыши, тараканы – это домашние животные.

        7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются   детёныши и идёт линька.

        8. У птиц есть зубы.

        9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.

Ш. Сообщение темы и цели урока.

— Послушайте сказку Николая Сладкова  «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь.(Чтение сказки.)

        До конца сказки вам не удалось догадаться, какой это зверь, потому что животные в разных условиях могут питаться разной пищей. Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.

IУ. Актуализация опорных знаний.

— Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных)

— Правильно. Как будем работать? (Распределить животных по типу питания. Узнать, чем питаются разные животные.)

 -Прочитайте тему урока. («Кто что ест? Цепи питания».)

  — А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.

(Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому ещё называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной  и животной пищей).

        Демонстрирует схему:

Животные

             растительноядные    несекомоядные    хищники   всеядные

V. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

— Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между  собой в цепи питания. Это первое звено.

        Второе звено цепи – это растительноядные животные.

— Как вы думаете почему?

Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

Работа в парах.

— Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради ( № 1, с. 55).

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много.

        Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью.

Поле: рожь – мышь – змея («лишняя» — рыба).

Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» — медведь).

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка («лишняя» — лиса).

Водоём: водоросли – карась – щука («лишний» — заяц).

УI. Первичное закрепление знания.

Работа с учебником.

— Познакомимся со статьей учебника (с.94-95) и проверим себя.

Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания».

— Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк.. Дубы → лесные мыши → совы.)

— В каком порядке расположены звенья в цепи питания?(1 звено – растения; 2 звено – растительноядные животные; 3 звено – остальные животные.)

УП. Физкультминутка.

УШ. Решение экологических задач.

Работа в группах.

— Как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения.)

-Вот мы и подошли к последнему, четвертому звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие — из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается цепь питания? (С растения.)

— Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)

— Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на  те цепи питания, которые составили.

        Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например:  если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо.)

— Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь.

Вывод: в природе существует своё хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

IХ .Обобщение изученного.

-Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили?

-Какое звено в цепи питания первое? (Растение.)

-А второе? ( Растительноядное животное.)

-Какое животное заканчивает цепь питания? (Грибы и бактерии.)

-Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)

Х. Итог урока. Рефлексия.

— Кому понравился урок?

— Что именно понравилось?

— Что нового для себя узнали?

—  Как оцените свою работу? Я рада, что наши настроения совпадают.

ХI.Домашнее задание.

  1. Составить разные цепи питания.
  2. Учебник с.94-96(ответить на вопросы)
  3. Рабочая тетрадь, задания на с.56

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто что ест? Цепи питания.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе (учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков)…

«Кто что есть? Цепи питания»

Тема урока: «Кто что ест? Цепи питания».Тип урока: изучение нового материала.Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков)Цели и задачи урока Цель: обобщить знания учащихся о разнообр…

Урок окружающего мира по теме «Кто что ест? Цепи питания.»

Урок для 4 класса по программе «Школа России»…

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: Кто что ест. Составление цепей питания.

Тема урока:  Кто что ест. Составление цепей питания.   Цели урока: познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи;Рассмотреть цепи питания и научить их составлять на …

Тест по теме «Цепи питания»

Тест проводится в конце изучения темы «Природные зоны»….

цепи питания

презентация для урока «Окружающий мир» в 3 классе…

Окружающий мир (А.А. Плешаков) 3 класс Тема: «Кто что ест? Цепи питания» (урок- театрализация)

В уроке содержится стихотворный материал для инсценировки. Поэтому для проведения урока необходимо заранее дать детям слова….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/cepi-pitaniya/
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/biologija/10504-detritnaia-pishevaia-cep-zvenia-i-primery.html
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/okruzhajushhij-mir/16585-kto-chto-est-cepi-pitaniia-3-klass-okryjaushii-mir.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/16/kto-chto-est-tsepi-pitaniya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий