Священные животные Египта пользовались почётом и уважением, им поклонялись и считали божествами. Наличие в пантеоне божеств со звериными головами и мумифицированные захоронения свидетельствуют о том, что в мировоззрении египтян четвероногие и пернатые могли влиять на их судьбы подобно небожителям.
Кошки
Докучливые грызуны были одной из насущных проблем Древнего Египта: они уничтожали посевы и подъедали урожай. Кошки были единственным спасением, поэтому к ним относились с огромным уважением. Хвостатые борцы с вредителями были полноправными членами семьи, причём их жизнь ценилась выше человеческой. За убийство кошки полагалась смертная казнь. В случае пожара первым делом спасали кошку – этот факт отмечен Геродотом. Когда четвероногий член семьи отправлялся в царство мёртвых, безутешные хозяева в знак траура сбривали себе брови. Так, по одной из легенд, этим культом воспользовались персидские захватчики: они привязали к своим щитам кошек, и египетские воины не смогли нанести ни одного удара противнику. Найденные кошачьи кладбища впечатляют количеством мумий – а ведь забальзамировать тело в Древнем Египте было недешёвым удовольствием. В кошачьем облике изображали богиню Баст, олицетворявшую плодородие и домашний очаг, а с львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет.
Быки
Жившим за счёт земледелия обитателям страны пирамид было не справиться без быков в возделывании полей. Священный бык – Апис – почитался как самостоятельное божество или был посвящён Птаху или Осирису. В любом случае к рогатому объекту поклонения предъявлялись требования: он должен быть чёрным с определёнными отметинами – треугольником на лбу и скарабеем на спине. Когда жрецы находили такой экземпляр, они отправляли его на довольствие при храме до конца жизни. Быка окружали самыми нежными заботами и почитанием, а после его смерти устраивали торжественные похороны.
Крокодилы
Могучий Нил был настоящим спасителем египтян, питая своими водами плантации. Жители Древнего Египта верили, что повышению уровня воды в реке способствуют крокодилы – они же вырабатывают столь полезный для почвы ил. Бог Себек с головой рептилии как раз занимался контролем этих немаловажных природных явлений и одним своим свирепым видом отпугивал силы тьмы. Впрочем, это не мешало ему периодически выступать против Ра и Осириса, так что персонаж был неоднозначным. Но на всякий случай крокодилы тоже были священными животными Египта, и в храме Крокодилополя (Шебита) держали земное воплощение Себека, которое при должном уходе почти не кусало жрецов.
Птицы
Если вы не орнитолог, вам сложно будет понять разницу между Гором, Монту и Ра. Бог солнца изображался с головой сокола – она же перешла по наследству к его сыну Гору. А вот у Монту была голова кобчика – хищной птицы из того же рода. Преисполненного чувства собственного достоинства ибиса приравнивали к мудрому богу Тоту, подарившему людям письменность и календарь. Пернатые почитались и охранялись: за убийство птицы следовало суровое наказание.
Скарабеи
Изображения жуков можно найти на папирусах, магических предметах, в росписях гробниц. Основное занятие скарабея – катание шариков из навоза. Это и пропитание, и дом, и гнездо для потомства. Древние египтяне в этом сложном процессе увидели путь солнца – небесное светило рождается на востоке и движется к западу, даря жизнь всему окружающему. Так и трудолюбивые жуки неустанно катают шарики с востока на запад, пока не созреют и не выйдут на свет зародыши. Поскольку древние люди не были сильны в биологии, они не задумывались о спрятанных в навозном шарике яйцах и считали, что скарабеи сами собой появляются из неживого материала. Бог Хепри с головой скарабея олицетворял силу воскресения, и почитавшие его египтяне внимательно смотрели под ноги, чтобы ненароком не придавить священное жёсткокрылое насекомое.
Сведения о божествах со звериными и птичьими головами являются ценным материалом для исследования древнейшей цивилизации, а красноречивые продавцы сувениров из страны пирамид получают хорошую выручку от туристов, желающих купить каменного скарабея или статуэтку кошки с вытянутой шеей.
«Дом Египта» в ЭТНОМИРе
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Сердце парка – Улица Мира, каждый павильон которой задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира. На Улице Мира в павильоне «Вокруг света» всегда светло, тепло и хорошая погода – идеальные условия для того, чтобы совершить кругосветное путешествие. Можно гулять по Улице Мира самостоятельно или в составе группы с обзорной экскурсией. В любом случае вы обязательно попадёте в Дом Египта, экспозиция которого весьма достоверно знакомит с древним наследием этой страны.
Статьи по теме Рождественский стол Танец лезгинка
Возврат к списку
Роль животных в культуре Древнего Египта необычайно велика. Всем нам известно, что древние египтяне были очень развитой цивилизацией и достигли больших высот. Тонко чувствуя свою уязвимость по сравнению с могуществом природы, этот мудрый народ с большой благодарностью и почтением относился к животному миру. Поэтому в этой древней культуре большую роль играли животные. Египтяне считали, что божества, принимая их облик, могут снисходить до людей с их мирскими проблемами и принимать непосредственное участие в их жизни. В связи с этим, этот народ оставил нам в наследство огромное множество изображений различных существ, имеющих тело человека, а голову – животного. Таким образом древние египтяне изображали божество. Рассмотрим самых популярных священных животных древнего Египта, в числе которых Кошка, Бык, Жук-Скарабей, Баран, Крокодил, а также некоторые птицы.
Кошка.
Одной из очень насущных проблем Древнего Египта были грызуны. Они поедали посевы и приносили большой урон урожаю. Кошки же охотились на этих вредителей. И поэтому, они были очень почитаемыми животными. Кошка – хранительница урожая была настоящим членом семьи в египетском обществе. Если в какой-то семье кошка умирала, объявлялся многодневный траур, а кошку бальзамировали и с почестями хоронили на специальном кладбище. Если в доме случался пожар, первым делом спасали кошку, потом – детей, и уже затем всех остальных членов семьи. Если кошка была убита, то преступника жестоко наказывали.
Кошка ассоциировалась с богиней Бастет, символом достатка, плодородия и хранительницей домашнего очага. Эта богиня изображалась в виде женщины с головой кошки.
–>
- 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel
Представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ…
Гарем священного быка
Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.
Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров.
В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.
Домашнее животное – гиена
Прежде чем остановиться на собаках и кошках, человечество экспериментировало с одомашниванием некоторых довольно странных животных.
5,000 лет назад египтяне держали в качестве домашних питомцев гиен. Рисунки, оставленные на могилах фараонов, показывают, что их использовали для охоты.
Однако, египтяне не испытывали к ним особой любви, зачастую их содержали и откармливали только для еды. И все же хихикающие гиены в качестве домашних животных у египтян не прижились, тем более, что поблизости слонялось множество кошек и собак, которые оказались более подходящими.
Причина смерти – гиппопотам
Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет.
По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось.
Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.
Священные мангусты
Египтяне обожали мангустов и считали их одними из самых священных животных. Они поражались храбрости этих маленьких пушистых зверьков,отважно сражавшихся с огромными кобрами.
Египтяне устанавливали бронзовые статуи мангустов, носили амулеты с их изображениями и содержали их в качестве любимых домашних питомцев. Некоторые египтяне даже были похоронены с мумифицированными останками своих любимых мангустов.
Мангусты вошли даже в египетскую мифологию. Согласно одной из историй, бог солнца Ра превращался в мангуста, чтобы бороться со злом.
Убийство кошки каралось смертью
В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений.
Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице.
Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.
В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.
Траур по кошке
Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.
Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни.
Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.
Охота с гепардами
На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома.
У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.
Город священного крокодила
Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.
Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино.
Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.
Зарождение жуков-скарабеев
Египтяне считали, что жуки-скарабеи волшебным образом зарождались в экскрементах. Они думали, что жуки-скарабеи обладают волшебной силой, и все, от богатых до бедных, носили этих жуков в качестве амулетов.
Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Но они не видели, как впоследствии самки откладывают в них свои яйца, и поэтому считали, что скарабеи появляются из экскрементов чудесным образом и наделяли их волшебной силой.
Война из-за любви к гиппопотамам
Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств.
Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать. Это, конечно, была надуманная причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов.
Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.
http://storyfiles.blogspot.com/2017/01/blog-post_27.html
Используемые источники:
- https://ethnomir.ru/articles/svyashchennye-zhivotnye-egipta/
- https://zoogalaktika.ru/facts/continents/egypt
- https://vitas1917.livejournal.com/780811.html