Суринамская пипа

Суринамская пипа
275px-Pipa_pipa01.jpg
Научная классификация
промежуточные ранги
Домен: Эукариоты
Царство: Животные
Подцарство: Эуметазои
Без ранга: Двусторонне-симметричные
Без ранга: Вторичноротые
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Инфратип: Челюстноротые
Надкласс: Четвероногие
Класс: Земноводные
Подкласс: Беспанцирные
Инфракласс: Batrachia
Надотряд: Прыгающие
Отряд: Бесхвостые земноводные
Подотряд: Mesobatrachia
Семейство: Пиповые
Подсемейство: PipinaeGray, 1825
Род: Пипы
Вид: Суринамская пипа
Международное научное название
Pipa pipa(Linnaeus, 1758)
Охранный статус
240px-Status_iucn3.1_LC_ru.svg.pngВызывающие наименьшие опасенияIUCN 3.1 Least Concern: 58163 
ITIS   207437
NCBI   251750
EOL   332922

Самка с яйцами на спине

Суринамская пипа[1], или американская пипа[1] (лат. Pipa pipa) — вид земноводных семейства пиповых, обитающий в Южной Америке.

Описание

Суринамская пипа в среднем длиной до 12 см, максимальная длина достигает 20 см. Туловище сильно сплюснутое, голова также сплюснута, треугольной формы с крохотными глазами без век. Грубая, морщинистая кожа серого окраса покрыта сверху тёмными пятнами, нижняя сторона окрашена светлее. Передние конечности имеют четыре пальца, не соединённых плавательной перепонкой. В ротовой полости нет зубов и языка. Самец в сезон размножения издаёт металлические щёлкающие звуки.

Распространение

Круглый год этот вид живёт в мутных, илистых, медленно текущих реках бассейна реки Амазонки.

Размножение

Самец и самка демонстрируют брачный танец под водой. Самка мечет несколько яиц, в то время как самец одновременно выпускает свою сперму. Затем самка ныряет вниз, где яйца падают ей прямо на спину и прилипают к ней. Самец поддерживает этот процесс, прижимая яйца к коже спины с помощью своих задних ног. Таким способом яйца равномерно распределяются в ячейках по всей спине самки. Количество яиц в кладке варьирует от 40 до 144. Примерно через 11—12 недель появляются полностью сформировавшиеся молодые пипы.

Животные достигают половой зрелости только к 6 годам.

В культуре

Суринамской пипе посвящено одноимённое стихотворение детского поэта и переводчика Бориса Заходера, биолога по образованию.

Примечания

  1. 12Ананьева Н. Б., Боркин Л. Я., Даревский И. С., Орлов Н. Л. Пятиязычный словарь названий животных. Амфибии и рептилии. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1988. — С. 110. — 10 500 экз. — ISBN 5-200-00232-X.

Литература

  • Жизнь животных. Т. 5. Земноводные. Пресмыкающиеся / Под ред. А. Г. Банникова. — М.: Просвещение, 1985. — С. 60.

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 января 2020 в 23:59. Музыкальные инструменты

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Музыкальных инструментов в мире огромное множество. Причем одни нам хорошо известны, а о других мы не знаем ничего. В нашей статье речь пойдет о пипе: что собой представляет этот инструмент, какого его устройство и звучание.

Что это такое?

Пипа – это традиционный китайский музыкальный инструмент, который входит в семейство струнных щипковых и лютневых. Он относится к числу старых, но в то же время наиболее распространённых. Этот инструмент также называют не иначе как пиба, жуань или юэцинь, что дословно переводится как «лунная лютня».

Впервые китайскую пипу упомянули в литературных произведениях ещё третьего столетия, а её изображения датируются пятым веком.

Название этого инструмента было взято не просто так. Оно связано с особенностями игры на нём. Так, первый слог «пи» значит движение рукой вниз по струнам, а слог «па», напротив, движение вверх.

О происхождении данного музыкального инструмента практически ничего не известно. Многие в Китае связывают его с периодом правления династии Хань, а конкретно с принцессой Лю Сицзюнь, которая должна была быть послана варварскому царю Усуню, дабы стать его супругой. Чтобы девушка не заскучала в дороге и могла успокоить свои эмоции, для неё был создан данный музыкальный инструмент, который в дальнейшем стал называться пипой.

Однако это лишь одна из популярных традиционных китайских историй, которых существует большое количество. Во многих старых текстах точно отмечается, что такой музыкальный инструмент, как пипа, был изобретён народом Ху. Он не относился к числу ханьских и существовал в северо-западных районах от древнего Поднебесья.

Сложно достоверно установить и точное время происхождения этого инструмента. Тем не менее многие исследователи полагают, что изобретена китайская пипа была ещё в период правления династии Цинь, то есть в 206–220 годах до нашей эры. Несмотря на это, наибольшую востребованность и популярность этот инструмент получил только во времена династии Суй и Тан, то есть в 581–907 годах. Большинство музыкальных произведений данного периода исполнялись преимущественно на пипе. Она стала входить в придворные оркестры, а также в народные ансамбли. Использовалась пипа и как самостоятельный солирующий инструмент.

Пипу обожали все. Причём не только музыкальные исполнители, но и художники, которые часто делали её важным элементом своих изображений, а также писатели и поэты. Так, известно следующее стихотворение, которое повествует о женщине, которая играет на пипе:

«Смелые струны задрожали, словно капли внезапно нахлынувшего дождя,

Тонкие струны жужжали, напоминая шёпот влюблённых.

Болтовня и бормотание, бормотание и снова болтовня,

словно крупные и мелкие жемчужины падают на нефритовую тарелку,»

— написано оно было таким поэтом, как Бай Цзюйи, как раз в эпоху Суй и Тан.

Со временем это китайское музыкальное изобретение стало распространяться по всему миру, при этом претерпевая ряд некоторых изменений.

Так, начиная с восьмого столетия, в Японии объявился такой инструмент, как бива, который очень походит на китайскую пипу не только визуально, но и в плане своего строения и звучания. Распространилась китайская пипа и во Вьетнаме, где стала называться дантибой. Не обделили вниманием этот инструмент и в Корее, где он получил название бипа или же по-другому тангпипа.

Кстати говоря, современная китайская пипа всё ещё пользуется довольно большой популярностью в Поднебесье, а именно в центральной и южной частях. Там для этого инструмента даже существует особый музыкальный жанр, который носит название наньгуань.

Стоит сказать и о том, что пипа имеет связь не только с Китаем, но и с такой религией, как буддизм. Так, в известных пещерах Дуньхуан можно найти большое количество рисунков человечков, которые играют на этом музыкальном инструменте.

Строение музыкального инструмента

Данный инструмент имеет множество сходств с лютней, японским сямисэном или привычной нам всем балалайкой. Их можно заметить как и во внешнем исполнении, так и в плане устройства.

По форме данный китайский инструмент напоминает грушу, при этом резонаторные отверстия, в отличие от той же лютни или балалайки, у него отсутствуют. Пипа имеет четыре струны, которые прикрепляются к корпусу с помощью колков и струнодержателей, и довольно короткую шейку грифа, который является зубчатым. Длина этого инструмента составляет приблизительно один метр, а ширина – около 35 сантиметров. Ввиду компактности пипы её довольно легко транспортировать.

Струны пипы наиболее часто изготавливаются из кручёного шёлка или, что происходит значительно реже, из металла, а современные модели могут иметь и струны из нейлона. В нынешнее время музыканты в большинстве своём отдают предпочтение струнам из металла и нейлона, так как благодаря этим материалам инструмент звучит в разы громче.

Звукоизвлечение данного музыкального инструмента происходит с помощью плектра или медиатора, который имеет вид пластины и сделан из металла или пластмассы. В древние времена на пипе играли с помощью особого когтя со специальной формой, который надевался на палец.

Раньше для игры китайскую пипу использовали только в горизонтальном положении, однако со временем оно сменилось на вертикальное.

Процесс игры на этом инструменте происходит исключительно сидя, при этом музыкант опирается нижней частью корпуса о колено, а шейкой пипы – о левое плечо.

Как звучит?

Такой китайский музыкальный инструмент, как пипа, обладает довольно широким диапазоном, который может составлять до четырёх актав, и полноценным хроматическим звукорядом. Его звучание является весьма мелодичным и отдалённо походит на звучание привычной для нас традиционной гитары.

Музыкальные композиции, которые музыканты исполняют на пипе, довольно лиричны и своеобразны. Однако воспроизводятся на этом инструменте не только лирические произведения в стиле «Вэньцю», но в том числе и военные, которые походят на стиль «Вуцю». И если для первого стиля характерна эмоциональная, медитативная, а также печальная окраска, то второй отличается своей драматичностью и мощностью.

Пипа, ввиду своего звучания, является хорошим аккомпанирующим музыкальным инструментом для пения или сопровождения декламации.

В нынешнее время её звучание наиболее часто можно услышать в оркестре и традиционных китайских ансамблях, однако иногда на пипе исполняют и сольные партии.

Наиболее известными музыкантами, играющими на пипе, которых называют пипаистами, являются китайская певица и композитор Линь Ди, а также китайская исполнительница Лю Фан.

ТолкованиеПереводПИПА</dt>ПИПА</dt>(исп. и порт.). 1) мера для вина и масла 2) длинная узкая бочка.</dd>

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ПИПА</dt>1) земноводное животное, напоминающее большую лягушку, водится в жарких странах Америки; 2) мера жидкостей в Испании и Португалии разной величины, от 400 до 500 литров, или 35 — 45 вед.</dd>

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

ПИПА</dt>Безъязычная суринамская жаба.</dd>

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ПИПА</dt>Суринамская жаба.</dd>

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

ПИПА</dt>безобразное земноводное, похожее на жабу; водится в жарких странах Америки; 2) мера жидкостей: в Испании, Португалии и Сев. Америке = от 400 до 500 литров.</dd>

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

ПИПА</dt>исп. и порт. pipa, ит. pippa, нижне-герм. pipe, труба; по наружному сходству. Мера жидких тел в Англии в 43 наш. ведра, во Франции около 50 вед.</dd>

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

</dl></dl>Синонимы: Другие книги по запросу «ПИПА» >>

Пипа
Классификация Струнный щипковый инструмент, Лютня
Родственные инструменты Лютня, Бива
 Медиафайлы на Викискладе

Пи́па, также пипа́ (кит.упр.琵琶, пиньиньpípá)[1] — китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипы бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх.

История

Музыканты играющие в раю, Пещеры Юлин 25, Империя Тан

Существуют значительные разногласия по поводу происхождения инструмента пипа. Это может быть связано с тем, что слово «пипа» использовалось в древних текстах для описания разнообразных щипковых инструментов от династии Цинь до династии Тан, включая щипковые инструменты с длинными и короткими шейками. Также прибавляют разногласие различные истории, описанные в древних текстах о происхождении инструмента.

Одна из самых популярных и предпочитаемых традиционных китайских историй, связанных с пипой, рассказывает о принцессе Лю Сицзюнь (劉細君) во времена династии Хань. Она была послана во владение варварского царя Усуня с целью стать его женой. Тогда и была изобретена пипа, чтобы принцесса в дороге, сидя верхом на коне, могла играть и успокаивать свои чувства.

Самое раннее упоминание о пипе в китайских текстах появилось в конце династии Хань примерно во II веке нашей эры[2]. Согласно словарю «Имён Восточной династии Хань» Лю Си, слово «пипа» может иметь звукоподражательное происхождение.

Современная наука предлагает возможное происхождение от персидского слова «барбат». Однако эти две теории не обязательно являются взаимоисключающими[3]. Лю Си также отмечает, что инструмент имеет еще одно написание — пиба (批把; pībǎ).

В самых ранних текстах отмечено, что пипу изобрёл народ ху, не являющийся ханьским, живущий к северо-западу от древнего Китая.

Другой текст династии Хань также указывает на то, что в то время пипа была недавним пришельцем [7]. Хотя более поздние тексты династии Цзинь III века предполагают, что пипа существовала в Китае еще во времена династии Цинь (221—206 до н. э.)[4].

Говорят, что инструмент под названием сяньтао (弦鼗), сделанный натягиванием струн на небольшой барабан с ручкой, играл для рабочих, которые строили Великую китайскую стену во времена поздней династии Цинь. Это, возможно, дало начало пипе династии Цинь, инструменту с прямой шейкой и круглой звуковой коробкой. Затем, он преобразовался в руан, инструмент по имени Руан Сиань, одного из Семи Мудрецов Бамбуковой Рощи, известного игрой на подобном инструменте[5].

Еще одним термином, найденном в древнем тексте, был циньханьцзы (秦漢子), возможно, похожий на циньскую пипу, но современные исследователи расходятся во мнениях на этот счёт[6].

Устройство инструмента

Имеет деревянный грушевидный корпус без резонаторных отверстий и короткую шейку с наклеенным зубчатым грифом. Рёбра зубцов грифа образуют первые 4 неподвижных лада; остальные 13—14 ладов в виде узких деревянных планочек расположены на плоской верхней деке. Струны шёлковые (реже — металлические), крепятся при помощи колков и струнодержателя. Обычная длина инструмента — ок. 100 см, ширина 30—35 см.

Настройка — преимущественно A — d — e — a, диапазон — четыре октавы, имеет полный хроматический звукоряд.

На пипе играют сидя, оперев низ корпуса о колено, а шейку о левое плечо. Инструмент держат вертикально. Но на древних фресках есть изображения, где музыкант держит пипу горизонтально, как гитару. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтём, которому придаётся специальная форма.

Пипа применяется как сольный, ансамблевый или оркестровый инструмент, а также для аккомпанемента пению и сопровождения декламации. В основном пипа входит в состав ансамблей традиционной музыки.

Пипа широко распространена в Центральном и Южном Китае. С VIII века известна также в Японии под названием бива. Бивы изготовляются различных размеров.

Подобный инструмент распространен также в Корее под названием танбипха[1]. Вьетнамский вариант называется тыба.

Список пипаистов

язычковые</th>

  • Бау
  • Мантун

</td></tr>

  • Хулушэн
  • Хулусы
  • Шэн
  • Юй

</td></tr>Ударные</th>

деревянные
  • Губань
  • Муюй
  • Пайбань
  • Юй
  • Чжу
каменные
  • Бяньцин
  • Цин
металлические
  • Бяньчжун
  • Фансян
  • Гонг
  • Юньло
глиняные
  • Фоу
кожаные
  • Баньгу
  • Болангу
  • Цзегу
  • Пайгу
  • Тангу
  • Чжангу

</td></tr>Другие</th>

  • Гуди
  • Коусянь
  • Лушэн
  • Сюнь

</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 9 марта 2021 в 15:55.

Что такое китайская пипа

Это разновидность лютни, родина которой Южный Китай. Применяется для сольного звучания, используется оркестрами и для аккомпанемента пению. Древние чаще всего использовали пипу для сопровождения декламаций.

Китайский струнно-щипковый инструмент имеет 4 струны. Его название состоит из двух иероглифов: первый означает движение вниз по струнам, второй – обратно.

pipa-instrument.jpg

Устройство инструмента

Китайская лютня имеет грушевидный корпус, плавно переходящий в короткий гриф с ребрами, которые образуют первые четыре неподвижных лада. Лады располагаются на шейке и грифе, общее количество – 30. Струны удерживают четыре колка. Традиционно их изготавливали из шелковых нитей, современное производство чаще использует нейлоновые или металлические струны.

Инструмент имеет полный хроматический звукоряд. Диапазон звучания определяется четырьмя октавами. Настройка – «ля»-«ре»-«ми»-«ля». Длина инструмента около метра.

История

Происхождение пипы вызывает споры в научных кругах. Самые первые упоминания относятся к временам правления династии Хань. По легенде она была создана для принцессы Лю Сицзюнь, которая должна была стать невестой варварского царя Усуня. В дороге девушка использовала его, чтобы успокоить свои страдания.

По другим данным пипа берет свое происхождение не из Южного и Центрального Китая. Самые древние описания доказывают, что инструмент изобрел народ ху, живший за пределами северо-западной границы Поднебесной.

Не исключается версия, что инструмент пришел в Китай из Месопотамии. Там он выглядел, как круглый барабан с изогнутой шейкой, на которую натягивались струны. Похожие экземпляры хранятся в музеях Японии, Кореи, Вьетнама.

Использование

Чаще всего пипа используется для сольного исполнения. Она имеет лирическое, медитативное звучание. В современной музыкальной культуре его используют в классическом исполнении, а также в таких жанрах, как рок, фолк.

pipa-igra.jpg

Выйдя за пределы поднебесной, китайская лютня используется различными музыкальными коллективами. Например, американская группа «Incunus» выпустила альбом с умиротворяющей музыкой, основную партию исполняет китайская пипа.

Как играть

Музыкант играет сидя, при этом он должен опереть корпус на колено, шейка ложится на левое плечо. Звук извлекается с помощью плектора. Технически игра на инструменте возможна при помощи ногтя одного из пальцев. Для этого исполнитель придает ему оригинальную форму.

Среди других китайских инструментов пипа не только один из самых древних, но и самый популярный. Играть на нем могут, как мужчины, так и женщины. Виртуозы воспроизводят лирические вариации, придают звучанию страстный, героический оттенок или изящность, способную передать самые разнообразные эмоции.

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/суринамская_пипа
  • https://vplate.ru/muzykalnye-instrumenty/pipa/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/27589/пипа
  • https://wiki2.org/ru/пипа_(музыкальный_инструмент)
  • https://muzinstru.ru/strunnye/pipa

</tr>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий