Кого и где «пригрели». Какие змеи водятся на Северном Кавказе

Часто приходится слышать от выезжающих отдыхать “на природу” или на дачу астраханцев о скоплениях страшных змей – “шахматок”. Многие ошибочно считают, что это ядовитые гадюки и стремятся их непременно уничтожить. Так кого же они видят на самом деле? Об этом наш сегодняшний рассказ.

ug-obiknovenni-300x143.jpg

Уж обыкновенный имеет на голове характерные желтые пятна

шахматка-300x297.jpg

Типичная окраска водяного ужа определила его народное название – “шахматка”

Другому представителю семейства ужеобразных – водяному ужу (Natrix tessellata) повезло меньше. При виде этой довольно крупной рептилии длина которой может достигать 1,5 метров, люди почему-то вспоминают о гадюке, поэтому часто называют “шахматной гадюкой” или просто “шахматкой” и, руководствуясь принципом “лучшая защита – нападение”, как можно быстрее пытаются её убить. Тем не менее, водяной уж змея неядовитая и, несмотря на свой грозный вид, совершенно не опасна для человека. При виде опасности ужи обычно стараются скрыться в воде или в укрытии. Если не удается спастись бегством, то можно еще попробовать притвориться мертвым, или имитировать нападение. Видимо случаи агрессивного поведения водяных ужей и породило народный миф об их родстве с гадюками.

Проще всего гадюку от ужа отличить по зрачку: у всех ужеобразных зрачок круглый,  у гадюк – вертикальный. Окраска водяных ужей довольно многообразна. Чаще всего встречаются особи верхняя часть тела которых оливкового, оливково-серого, зеленовато-бурого или почти черного цвета с располагающимися в шахматном порядке темными пятнами или узкими поперечными полосками. Позади головы обычно имеется характерное темное пятно в виде двух сходящихся под острым углом на затылке полосок. Нижняя сторона белая, желтоватая, розово-красная или оранжево-красная, с поперечными темными пятнами различной величины, местами сливающимися одно с другим. Нередко встречаются и одноцветные, совершенно черные экземпляры.

Уж обыкновенный заглатывает добычу целиком

Водяной уж обитает по берегам различных водоемов, отлично плавает и ныряет, способен совершать далекие миграции от водоема к водоему по суше. Питается преимущественно рыбой, которую ловит под водой. Очень часто забирается в рыбацкие садки в надежде поживиться чужим уловом, или заглатывает рыб, попавших на крючки рыболовов. Второстепенная пища – лягушки и жабы, а также мелкие грызуны и изредка птицы. Добычу поедает целиком и живьем, постепенно заглатывая, расположившись в укромном месте.

На территории Астраханского биосферного заповедника ядовитых змей нет. Массовыми видами змей являются уж обыкновенный (Natrix natrix L., 1758) и уж водяной (Natrix tessellata Laur., 1768), встречается узорчатый полоз (Elaphe dione Pall., 1773).

Узорчатый полоз один из наиболее широко распространенных представителей лазающих полозов. Может достигать в длину 1,2 – 1,5 метров. Окрас варьируется от бурого и зеленоватого до красного и желтого, характерной особенностью являются тянущиеся вдоль всего тела четыре продольные полосы, которые имеют более светлую, чем основной фон окраску. В рацион узорчатого полоза входят мелкие млекопитающие, птицы, змеи, земноводные, рыбы и насекомые. Поедает яйца и птенцов из птичьих кладок. Яйцо заглатывает целиком, скорлупу раздавливает нижними отростками позвонков, надавливая ими на стенку пищевода. Пойманную живую добычу змея сначала душит, сдавливая кольцами своего тела, и проглатывает только мертвой, начиная с головы, предварительно смочив слюной. В последнее время нередко встречается в низовьях Волги. Узорчатый полоз неядовит и неопасен для человека, но весьма агрессивен и может имитировать активное нападение, поэтому учитывая его внушительные размеры может серьезно напугать.

Таким образом, в низовьях Волги встреча с ядовитыми змеями маловероятна, а для тех кто собирается в северные районы Астраханской области (Сарай-Бату, гора Богдо) предлагаем полезную информацию о том, как отличить гадюку от ужа.

Узорчатый полоз отлично лазает по деревьям

И еще запомните несколько правил по обращению со змеями в природе, которые сберегут Ваши нервы и жизнь рептилий:

1. Змеи, даже ядовитые, никогда не нападают на человека первыми, а только в целях самообороны, если на нее наступить или застать врасплох. Поэтому если Вы заметили змею, не пытайтесь ее поймать, преследовать или убить и она спокойно сама скроется. В местах где могут встречаться змеи старайтесь перемещаться не бесшумно – услышав ваши шаги, змея уползет, а Вы даже не будете знать, что она была поблизости.

2. Если змея заползла в дом, палатку или на дачный участок постарайтесь определить насколько она опасна (об отличиях гадюки и ужа см. ссылку выше)  Если Вы уверены, что змея неядовитая, то постарайтесь аккуратно с помощью подручных средств выпроводить её. Если же есть опасения что непрошеный гость может доставить Вам серьезные  неприятности, лучше вызвать специалистов, например спасателей. Можно использовать специальные приборы, например, вибрационные или инфразвуковые отпугиватели, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Принцип работы отпугивателей основан на том, что распространяемые ими инфразвук или вибрация вызывают дискомфорт у попавших в поле действия рептилий, что заставляет их отползать на безопасное расстояние.

3. Ели Вас все же укусила змея не нужно поддаваться панике. Сначала постарайтесь понять, кто вас укусил, ведь это может быть и неядовитая особь. Знайте, что укус ядовитой змеи оставляет на коже 2 полоски царапин с проколом от клыков на конце каждой полосы. От укуса неядовитой змеи также остаются 2 царапины, только без проколов. Симптомы укуса ядовитой змеи: появление покраснения в области укуса, вокруг ранки появляется большая опухоль, резко ухудшается самочувствие, появляется головная боль, резко поднимается температура тела, в большинстве случаев возникает рвота. Что делать? Следует немедленно вызвать скорую помощь или отвезти пострадавшего в медицинское учреждение. Кроме того, еще до приезда медиков можно воспользоваться советами опытного герпетолога Марка Пестова: “Важно предотвратить распространение яда с кровотоком, поэтому укушенная конечность должна лежать неподвижно, да и самому пострадавшему следует меньше двигаться, чтобы кровь в организме циркулировала как можно медленнее. Также полезно пить как можно больше воды, для того, чтобы часть ядовитых продуктов распада вышла из организма естественным путем. Можно принять антигистаминные (противоалергенные) препараты, это позволит уменьшит отек”.

“Романтика” по-змеиному

4. Если Вы встретили змею – не убивайте её. У многих народов мира есть старые поверья, которые запрещают лишать это животное жизни, особенно, если оно попало в дом. В некоторых районах России и Украины гадюк, попавших в жилище, считают домовыми и полагают, что они приносят счастье и добро. У многих народов змеи ассоциируются с душами предков. У поляков существует поверье, в котором говорится, что у каждого человека есть своя змея-двойник, и поэтому змей убивать нельзя. Однако, даже если не обращать внимания на все существующие приметы и суеверия, связанные со змеями, следует помнить, что любая змея такое же живое существо, как и мы, и оно тоже имеет право на жизнь. Поверьте, нас змеи боятся куда больше, чем мы их, поэтому не следует доводить встречу с ними до неприятного инцидента, лучше уступить им дорогу и не привлекать внимание. Берегите змей!

Н.В. Мех – к.п.н., начальник отдела экологического просвещения Астраханского биосферного заповедника. Фото: Кашина А.А., Пестова М.В., Стеблева А.В., Пакькова В.

Поделиться записью

21.06.2016 13:1372965TimVickers / Commons.wikimedia.org

Змеиное «население» Северного Кавказа довольно разнообразно. В регионе водятся и ядовитые, и безвредные, и водные, и сухопутные змеи. Встретить их можно где угодно – от городских газонов и водоёмов до склонов гор. Крупные представители отряда чешуйчатых, конечно, избегают жизни в населённых пунктах, однако вполне могут обитать на полях вдоль трасс. Характер местных змей, как отмечают серпентологи, довольно флегматичен – они не станут бросаться на человека из-за инстинктов или внезапной агрессии. Но риск, конечно, есть всегда.

Самые распространённые змеи, которые обитают на Северном Кавказе, в нашей подборке. 

Гадюковые

Семейство гадюковых – самое многочисленное в змеином сословии Северного Кавказа. Эти змеи ядовиты, причём яд есть даже у новорождённых особей. Выглядит гадюка непримечательно: серый или бурый окрас, рисунок на голове, длина тела — до 75 сантиметров. Среди гадюковых серпентологи выделяют несколько основных видов. 

Гадюка настоящая. Яд этой змеи считается наиболее токсичным. При укусе гадюки человек сразу же чувствует резкую боль, которая усиливается, когда на месте укуса появляется отёк. Через пару часов начинается воспаление сосудов, через пару дней появляются геморрагические волдыри. Если не обратится к медикам, от укуса гадюки настоящей можно умереть.

Обнаружить ядовитую змею можно в гнилых пнях, норах животных и даже кустах. Любое резкое движение, считают учёные, может быть расценено змеёй как провокация. Поэтому при встрече с гадюкой ни в коем случае не допускайте паники и не делайте резких движений. 

Гадюка обыкновенная. Её можно узнать по плоской голове, которая отличается по размеру от толщины туловища. У большинства особей вдоль хребта есть зигзагообразный рисунок. Укус гадюки обыкновенной редко приводит к летальному исходу, однако, опасен для человека. Медицине известны случаи, когда укушенные вообще не чувствовали симптомов, но чаще у змеиных «жертв» наблюдалась тошнота, рвота и головокружение, судороги и даже потеря сознания. 

Гадюка обыкновенная любит прохладные температуры и горный рельеф, поэтому шанс найти её в населённых пунктах Ставропольского края невелик. 

Гадюка степная. Змея бурого цвета с тёмным рисунком на голове. Этот вид гадюк известен своей медлительностью — по суше они передвигаются не так быстро, как братья по семейству. Зато в водоёмах степные гадюки показывают себя как отличные пловцы, а также могут забираться на ветви кустарников и деревьев. Гадюка степная особенно распространена в Калмыкии.

Гадюка Динника. Вид гадюк, названный в честь отечественного зоолога, традиционно окрашен нарядней сородичей по семейству: серо-зелёную спину рассекает лимонно-чёрный узор. А вот укус этой гадюки мало отличается от практикуемых родственниками — опасность та же. Человеку срочно потребуется врач, а вот домашнее животное после такой атаки спасти вряд ли получится.  Гадюка Динника распространена в Ставропольском и соседнем Краснодарском краях. Привлекательный для аспида пейзаж — это субальпийские луга или лесные массивы. Жару эта гадюка не любит, поэтому риск встретить её под открытым солнцем сводится к минимуму. 

Фото: Commons.wikimedia.org/ Benny Trapp

Гюрза

Гигантский родственник гадюк, длина которого может достигать двух метров. Тёмно-серое, чёрное или даже фиолетовое туловище, светлое брюхо и тонкая шея – это самый крупный представитель змей в фауне не только Кавказа, но и всего бывшего СССР. Гюрза представляет серьёзную опасность для человека из-за своего яда — сильнее, наверное, только яд кобры. При нападении этот гигант может прыгать на всю длину собственного тела, да и при укусе не мелочится — выпускает под кожу человека сразу 50 миллилитров яда. Через 2-3 часа после такого укуса человек может умереть.

Обитает гюрза в каменистых ручьях и на склонах гор, поросших кустарником. На Кавказе гюрзу можно найти в Дагестане. Но и там численность особей невысока — всего лишь одна змея на гектар.

Фото: Commons.wikimedia.org/ Zuhair Amr

Тигровый уж 

Один из самых расписных представителей чешуйчатых на Северном Кавказе. Тигровый уж имеет ярко-зелёную кожу с красными и ярко-оранжевыми вкраплениями. Длина змеи может составлять один метр. Укус тигрового ужа сопровождается крайне сильным кровотечением. Причина этого – два верхнечелюстных зуба, которые у тигрового ужа гораздо больше, чем у остальных змей. Уж прославился своей манерой изображать кобру — увидев опасность, змея приподнимает над землёй переднюю часть тела, шея ужа расплющивается, будто капюшон. 

Тигрового ужа относят к группе «условно ядовитых» змей. Тем не менее, известны случаи смертельных укусов, поэтому помощь гематолога потребуется незамедлительно. 

Щитомордник

70-сантиметровая ядовитая змея коричневого цвета с серыми поперечными пятнами вдоль хребта. Укус щитомордника очень болезненный для человека — во внутренних органах интоксикация может спровоцировать многочисленные кровоизлияния. Кроме того, укус может привести к местному параличу или некрозу, которые длятся до недели. Щитомордник может обитать и в степях, и в лесах, и в скалистой местности. На Северном Кавказе змей этого вида больше всего в низовьях рек.

Уж обыкновенный

Неядовитая змея, которую можно легко отличить по жёлтым «ушам». На Кавказе встречаются довольно крупные ужи, длина которых больше метра. Уж вряд ли станет набрасываться на прохожего – он скорее сбежит или уплывёт. Если «конфликт» с ужом всё-таки произошёл – бояться нечего. Яд этого пресмыкающегося совершенно не опасен для человека. Для места жительства уж обыкновенный зачастую выбирает полянки с мокрой листвой. Но эта змея неприхотлива и может жить практически в любом биотопе Северного Кавказа.

Кошачья змея 

Молочно-жёлтая, светло-серая или розоватая окраска, темные пятнышки — сложно было бы сказать, чтобы внешность этого вида змей напоминала кошачью, если не крупные, ярко-выраженные глаза. Активность у кошачьей змеи преимущественно наступает в ночное время. 

На территории Северного Кавказа этих змей больше всего в Дагестане, но бояться их не стоит, яд аспида не опасен для человека. 

Фото: Википедия

Желтобрюхий полоз 

Ещё один представитель фауны Северного Кавказа, который славится размерами. Желтобрюхий полоз — одна из самых крупных змей Европы, размеры взрослой особи могут выходить за рамки 2,5 метров. Оливковая или желтоватая кожа, выпуклые глаза, оранжевое брюхо и весьма задиристое поведение — вот, пожалуй, главные отличительные признаки этого полоза. У змеи есть агрессивная привычка бросаться на людей и даже кусаться. Только вот яд их для человека абсолютно безопасен, хоть сам укус и болезненный. 

Обитает полоз на склонах балок и речных обрывов. Встретить его можно и в засушливых степях — трещины в почве представители вида используют в качестве укрытий. 

 

Закавказский полоз 

Пресмыкающееся обычно селится в развалинах строений. Обнаружить эту змею можно и на виноградниках, и в редких лесах. Закавказский полоз бодрствует в дневное время, а ночью прячется от своих врагов – это, в основном, крупные птицы. Для человека полоз не опасен. 

Фото: Википедия

Червеобразная слепозмейка 

Змея с таким нескучным названием распространена на востоке Северного Кавказа, в Дагестане. Это мелкая змея, длина которой редко выходит за пределы 35 сантиметров. Узнать слепозмейку можно по внешнему виду — из-за блестящей коричнево-красной чешуи они напоминает большого дождевого червяка. Домом для слейпозмейки служат можжевеловые редколесья и гнёзда муравьёв. У этой безвредной для человека змеи, кстати, есть забавное умение: она может передвигаться как передним, так и задним концом вперёд.

Фото: Википедия

Следующий материал

Также вам может быть интересно

РИА Астрахань-Онлайн » Публикации » Змеи Астраханской области

26/02.2015 | 17:30 по мск.17409

Змеи являются едва ли не самым распространенным видом пресмыкающихся на земном шаре. Ведь змеи обнаружены на всех континентах и во всех частях света, за исключением Антарктиды и некоторых островов, климат которых не пригоден для существования в нем этих животных.

Реальные змеи Астраханского края

Астраханский край славится своими рыболовными базами и многочисленными местами для рыбалки, которые для многих уже стали излюбленными. Однако практически всякий раз, когда отдыхающие приезжают на рыболовные базы в летний сезон, они сталкиваются с такими интересными пресмыкающимися как змеи. Большинство из них являются неядовитыми и абсолютно безвредными. В силу стереотипов и невежества, некоторым людям такого рода встречи не доставляют удовольствия. В Астраханском крае вам могут встретиться такие виды змей:

  • ящеричная змея;
  • степная гадюка;
  • полоз желтобрюхий;
  • полоз узорчатый;
  • сарматский, или палласов, полоз;
  • песчаный удавчик;
  • медянка;
  • обыкновенный уж;
  • водяной уж.

Большинство людей приезжающих отдохнуть на базы отдыха в Астраханской области, очень плохо разбираются в змеях и не могут с уверенностью определить, какая змея перед ними, ядовита она или нет. Очень часто с ядовитыми и редкими степными гадюками  путают распространенных и безобидных водяных ужей, что заканчивается для них фатально. В Астраханской области встречаются только две ядовитые змеи: ящеричная змея и степная гадюка.

Ящеричная змея ядовита. Пик ее активности приходится на сумерки и ночное время. В этот период труднее заметить змею, которая, ко всему прочему, еще и искусно прячется в норках сусликов и песчанок. Этот вид может достигать длины 180 см. При появлении человека обычно стремится уползти. Защищаясь, бывает совершает метровые броски. Укус ящеричной змеи

может переноситься очень болезненно и представлять угрозу для человека, поэтому желательно как можно быстрее обратиться в больницу.

Степная гадюка в размерах уступает ящеричной змее и длина ее тела может достигать не более чем 63 см. Однако это не делает ее менее опасной. Она превосходно плавает и может взобраться на ветки деревьев, однако по суше перемещается достаточно медленно. Степная гадюка охраняется Бернской конвенцией, так как редка и находится на грани вымирания.

В отличие от двух предыдущих видов, медянка является не опасной для человека. Она находится под охраной и занесена в Красную книгу. Нападает только тогда, когда чувствует безысходность положения. К ядовитым не относится. Медянка очень подвижна и внешне похожа на гадюку. Из-за этого сходства и людского невежества их нередко и убивают.

Мифические змеи

Змеи интересны не только своими биологическими особенностями и распространенностью на земле, но и своей историей, мифичностью. Существуют свои байки и мифы о змеях и в Астраханской области. Одной из них является история, рассказанная местными жителями этого края. Произошла она с жительницей одного из поселков Анной Сергеевной в далеком то ли 1920, то ли 1921 году. Как и все в то время, занималась она с мужем рыбным промыслом и разведением овец. Для овец был оборудован специальный летний загон с длиной стен метров пять. И вот однажды, когда Анна Сергеевна вышла в кошару, то увидела огромную змею, растянувшуюся во всю стену, огромной толщины. Змея при этом еще то сворачивалась, то разворачивалась обратно. Женщина от страха обомлела, подумав, что у нее галлюцинации. Остолбенев, она постояла некоторое время, а потом убежала в дом. Как и водилось в таких случаях, когда бедняга поведала про этот случай знакомым и соседям, ее подняли на смех и не поверили ни единому слову.

Но случай не прошел бесследно. Как говорили очевидцы, потом подобного огромного змея увидели мужчины возле реки. Что с ним случилось мнения рассказчиков расходятся: одни говорят зверюгу застрелили, другие – забили палками. 

Странных и необычных случаев, участниками которых являются змеи, в Астраханской области бесчисленное множество и нет возможности рассказать их все, однако в мифичности и уникальности данных животных сомневаться не приходится.

Назад к списку новостей

По «дикой» части КалмыкииОмммм.номном.К Части 1 Плотность населения Калмыкии — 3.75 человека на квадратный километр, большая часть населения проживает в Элисте, Лагани и Яшкуле. Встречаются небольшие поселки, а в степи можно встретить фермы. На фермах держат овец, коров и лошадей. Для того чтобы была ферма, нужна пресная вода, которой, мягко говоря, мало. Пейзаж – степи, солончаки, полупустыни, пустыни с барханами, всё ровное как стол и просматривается на десятки километров, днём жарко или очень жарко, ночью холодно или очень холодно. Но это всё сухая статистика. Есть земля, какая-то другая планета под ярким солнцем и сильными ветрами. На этой планете есть невероятной красоты озера с белыми берегами из солёной корки или с берегами из растрескавшейся корки солёной грязи. Есть на этой планете асфальтовая дорога Ростов – Элиста – Астрахань, но мы по ней не поедем. Сегодня нас интересует другое: успеем ли мы, хоть краем глаза, посмотреть на знаменитые тюльпановые поля вдоль полупресного, полусоленого озера Маныч-Гудило. Поэтому едем мы по «монгольскому» сценарию: степь, в степи колеи более наезженные или менее наезженные, сверяясь с Османдом, мы выбираем подходящий азимут и едем по степи, одни. Иногда видим фермы, иногда выходим и сгоняем с дороги стада овец или коров, но людей нет. Калмыки – буддисты, зачем пасти коров, лошадей или овец, утром вывел их в степь, они пасутся, вечером согнал их, часть осталась в степи, ничего, утром отыщутся. Если что-то случается – что ж, такова карма, счастливого перерождения, человек захочет украсть ягненка – глупый человек, портит себе карму. Поэтому обратиться с просьбой «простите, извините, тут ваши коровы на дороге лежат, не могли бы вы их чуток подвинуть», не к кому, выходишь и гоняешь сам. От людей быстро отвыкаешь, есть мы, природа, животные и всё — больше ничего нет, где-то там далеко дорога, еще дальше есть Москва, суета, дела, надо успевать, вертеться, а тут…. Тут задача одна — успеть поставить лагерь с семи до семи двадцати вечера. Закатов в привычном понимании тут нет, в семь, солнце светит на два пальца над горизонтом, в семь двадцать шар касается линии, в семь двадцать пять — на небе звёзды, и жарко тут же меняется на холодно. В течение пятнадцати минут на футболку накидывается куртка, и почти сразу же поддевается свитер. В два часа ночи вылезти из спальника и палатки – арктический подвиг. Пока снимал вот эту картинку на соляном озере, метрах в пятиста от машины остановился логан со ставропольскими номерами. Подхожу, выходит Калмык, Батыр, живет в Ставрополье, ездили на майские с семьёй на родину, родных навестить, тюльпаны посмотреть, говорит: Вы же поля тюльпановые ищете, край в край успели, езжайте за мной, сами уже не найдёте. Хорошая Карма. Первый встреченный нами в Калмыкии человек, первый Калмык и он ведет нас смотреть последние тюльпановые поля на Маныче. Десантировались мы уже окруженные со всех сторон яркими островками тюльпанов, ирисов других степных цветов. Виды…. Запахи… Счастье – мы успели, возможно, последний день, когда степь пестрит яркими красными, желтыми, белыми очагами.

Ходим, снимаем, и сейчас, как мне кажется, самое время, рассказать о том, что ещё есть в степи, что нужно очень хорошо понимать. Змеи, много змей, а в мае очень много змей. Когда мы потом подсчитывали, то у нас получалось в среднем по две очные встречи в день. То есть дюжина от Дивногорья до Ахтубинска, учитывая, что день и ночь мы провели в Элисте. Самая приятная встреча может быть с ужом или степным ужом, но нам не повезло, ужей не встретили, все наши встречи проходили со степными или обыкновенными черными гадюками разных размеров, этим, в отличие от ужей, вода не особенно нужна. Еще есть самый неприятный вариант: встреча со щитомордником, но тут нам как раз повезло. Щитомордники, в отличие от степных гадюк, могут быть агрессивны, и если гадюка старается отползти в сторону и оттуда сигнализировать о своём присутствии, то щитомордник в брачный период отличается упорством и зачастую отползать никуда не собирается. Рецепт от нежелательных последствий встречи прост – надо признать, что это их стихия, и относиться с уважением и почтением, смотреть под ноги, а в случае встречи обойти на почтительном расстоянии, не делая резких движений, сохранять спокойствие и ни в коем случае не бежать, потому как наличие одного животного не исключает наличие второго по азимуту вашего «убегания». Ну и не стоит оставлять симпатичные укрытия от жары, в виде открытых палаток, сумок, рюкзаков, пенок, дабы никто ползающий не решил, что это прекрасный новый дом, тенистый и уютный. Про гадюк будет еще отдельная история, но позже, как в тысяче и одной ночи, эту историю, я Вам дорасскажу завтра. А пока вернемся на берега Маныч –Гудило, солнце в пяти пальцах над горизонтом, это час – двадцать, до звёздной ночи, пора искать себе место под апартаменты. Движемся степью и видим метрах в пятистах от нас торчащие столбики песочного цвета, подозреваем легендарных сурков, надеваем телевик, выясняем, что у нас очень хорошая карма – семья степных лисиц. Вот так встреча, нам интересно, им тоже любопытно, подпустили они нас метров на триста, потом инстинкт пересилил, и они одна за другой скрылись в норе. Встаём у одного из логов озера, ставим лагерь, ветер не густой, опять повезло, весело закипает ужин в котелке на газовой плиточке, извините, дров нет, деревьев нет. Можно по степному, кизяком, но кизяк заготавливают всё лето, сушат, а сейчас это просто коровьи лепешки, гореть может и станут, но аромат дадут невообразимый, а вот «готовый» кизяк, говорят, совершенно не пахнет. Хотели поснимать звёзды, но луна включилась таким прожектором, что засветка портила всю задумку. Оставили до ночи и разошлись спать. В два тридцать встали с Анннике, луна зашла, поснимали немного неба и ночных видов, терпения хватило минут на пятнадцать, потом замёрзли руки и лицо, и мы завалились в «берлогу» до тёплых времен. Утром просыпаюсь, как и всегда, раньше всех, и чтобы не мешаться иду погулять пока прохладно. Сверяю внутренний компас, не далеко ли мы от наших «лисят», пойду, прогуляюсь, может поприветствуют меня. Ну, так и есть, все пять столбиков вглядываются в моё неспешное шествие, подпустили поближе, уже метров на двести, ладно, надо вернуться за фотоаппаратом и Анникой, вдвоём, они, конечно, так близко не подпустят, но пару кадров метров с трёхсот поймать сможем. После традиционного завтрака «ура, наша любимая овсянка» и сборов съездили еще раз поискать тюльпаны, но ночной ветер оборвал лепестки с красавцев степи и наше вчерашнее «успели» утвердилось окончательно. Сегодня никаких глобальных целей – кататься по степи, да добраться постепенно до священного одинокого тополя Пурдаш-бакши, рядом с поселком Хар-булук. Тем и занимаемся, путь наш всё равно проходил через окраину Элисты, решили там пополнить запасы пресной воды и пообедать. Настоящей калмыцкой кухней, традиционной. Калмыцкая кухня прекрасна, мужественна и проста, цель ясна и понятна – человек должен утром поесть, потом заниматься скотом и делами, и только вечером поесть снова. Я заказал махан, ребята взяли по хинкалу. А на самом деле всё похоже: Хинкал – вы пастух, который решил сделать пельмени, из инструментов у вас есть тесак, которым вы и от волков защищаетесь, и барана режете, и кулинарию справляете. Вы в котелке варите половину барана, баран становится мягким, и у вас получается наваристый ароматный бульон, потом вы каким-то чудом раскатали тесто для пельменей, но осознали, что если вы сейчас начнёте резать мясо на кусочки и делать кружочки для пельменей, то наступит жара и вам придётся по самому пеклу гнать скот в степь. Поэтому, вы нарубили своим тесаком раскатанное тесто, бросили его в бульон «подвариться, потом вынули тесто, разлили бульон по чашкам и сели есть. В итоге у вас нарубленное вареное тесто, которое вы макаете в бульон, и порция барана, которую в Москве распределили бы на четверых, и соус из томатов и пряностей. Махан — это так же, но тесто раскатывать было некогда, поэтому отварили пару картофелин в том же бульоне, целиком, не нарезая, поскольку это всё нежности. Скажу так – от ужина я отказался, ощущение сытости не отпустило даже утром. Просто, грубо, сытно и вкусно. Не знаю как остальным, а мне очень понравилось. По пути к священному дереву обнаружили Богдахинский хурул, никого из монахов не было, Хурул был закрыт, рядом катались три калмыцкие девчонки лет восьми на велосипедах. — А вы…. Как это… путешественники? — Ну, вроде как да, путешественники — А вы что, по всему миру ездиете? — по всему, не по всему, но стараемся, да. — Ух-тыыыыы! Я таких людей еще никогда не видела! Мы открываем мир. Мир открывает нас) Стоит на холме Одинокий тополь, окружает его восемь ступ, всё увито «конями ветра», я люблю говорить «гималайские флажки», они же Лунгта. Стоит на холме, звучит не впечатляюще? Попробую по-другому. На ровной как стол калмыцкой степи, есть холм, в этой степи, где даже кустов нет, на холме растёт огромный тополь. Потрясающе! В данном случае я полностью понимаю, почему это священное место и, на мой взгляд, восьмое чудо света. С холма открывается вид на озеро. Вот там у озера, с видом на священный холм, мы и будем сегодня ночевать, не буду вдаваться в тонкости про священное дерево бодхи, где просветление сошло на Будду, или с ясенем Иггдрасиль и Одином, но здесь хочется побыть и подумать о чем-то своём. Спускаемся с холма и едем к озеру по степи, машина тут же пропитывается запахом полыни, густым, одновременно пряным, горьким и сладким, ароматерапия, дальше всё по сценарию – семь, ставим лагерь, семь пятнадцать – солнце, семь двадцать пять – первая звезда. Чай да разговоры пока не замёрзли, потом в тёплый спальник, смотреть яркие, невиданные прежде сны.К продолжению приключений!31 мая 2014НИТ №2, 2014. Номады азиатского материка

1401351255_basangova-2.jpgАннотация: В статье  описаны народные представления о змее и связанные с нею ритуалы, сохранившиеся в народной культуре калмыков, также проанализированы устные рассказы о змее, записанные автором в полевых экспедициях 

Подготовлено при поддержке регионального гранта РГНФ (№ 131408001/р  «Мифы, легенды, предания калмыков (несказочная проза калмыков) (подготовка текстов к изданию)»).

Ключевые слова: калмыки, мифология, змея, магические ритуалы, змеиные рога, лечебные обряды, суеверия.

 The snake in the mythology of Kalmyks

T. G. Basangova 

Abstract: Article describes the folk conception of snakes and linked rituals in the folk culture of Kalmyks. It also analyzes the oral testimonies recorded during the field search.

Keywords: Kalmyks, snake mythology, magic rituals, snake horns, curative rituals, superstitions.

В мифологии калмыков образ змеи занимает особое место.  Суеверные  калмыки считали, что змеи бывают несколько видов — это змея с двумя головами и рогатая змея. Среди калмыков существовал выспрашивания рогов у змеи: нужно было сесть перед ползущей  змеей и расстелить белый платок и  тогда змея, сбросив рога на белый платок, ползет дальше. Калмыки считали, что эти рога бывают золотого или серебряного цвета. Встреча со змеей носит у калмыков знаковый характер.

Наши полевые исследования, которые проводились в 2008 году в Кетченеровском районе Калмыкии    со сбором сведений об обрядах встречи со змеей позволяют сказать, что встреча со змеей, по мнению калмыков, имеет позитивный характер. Информант в этом случае говорит, что встреча  со змеей — хорошее предзнаменование, сулящее изменение в образе жизни человека. О таком человеке узнавали  быстро, о нем говорили, что он счастливый человек, что в его доме с этих пор поселится «кишг» — счастье. Человек, которому змея подарила рога, должен был сшить маленький мешочек и там его хранить, положить около бурханов, предварительно окропив его молоком, а также символически подарить рогам одежду — оскаль — кусочки ткани белого и желтого цветов. С этого времени человек имел право заниматься лечением (инф. А. С. Бадминова).

По представлениям калмыков, со змеей может встретиться не всякий человек, а только человек с хорошей кармой, с хорошими и добрыми чувствами. Нам всей территории Калмыкии сохранились  устные рассказы, повествующие о встрече со змеей. Обычно они следующего содержания, как нам рассказывала А. Нимеева:

1401351348_zmeya-s-rogami.jpg«Мой прадед, его звали Баган Буджа, однажды встретился с необыкновенной змеей. Скакал он по безлюдной степи и вдруг конь, дотоле скакавший спокойно, резко остановился. Так, что с места не сдвинешь. Стал тихо ржать. Слез Баган с коня и видит, что поперек дороги лежит змея, с виду необыкновенная — белого цвета и с маленькими рогами.

Тогда мой прадед вытащил из кармана белый платок, постелил его перед собой и стал молиться, бить поклоны. Тогда  змея подползла к нему поближе и оставила на белом платке свои маленькие рога.

Мой прадед рассказал об этом случае в хуруле. Гелюнги  объяснили, что это дар его предков свыше.

С помощью змеиных рогов хорошо излечиваются разные  опухоли женской груди, а также опухоль коровьего вымени, потертости от седла на теле коня. Человек, которому были подарены змеей рога, должен был аккуратно с ними обращаться, также нарядить их в белую и красную одежду, хранить в мешочке, предварительно положив в него медную и серебряную монету» (инф. А. Нимеева, пос. Эвдык Кетченеровского района).

В настоящее время семья Нимеевых проживает в городе Элисте. До сих пор в семье бережно хранятся змеиные рога, на которые надето мно­жество подарков — омскул, согласно ритуалу. К ним приходят страж­ду­щие с целью излечения разных болезней, преимущественно опухо­лей.

Общим для таких рассказов является так называемый базовый мотив — выспрашивание  змеиных рогов с помощью расстилания белого платка. Примечательно, что встреча со змеей в пути человека имеет прямую связь с обрядом отправки в путь . Человеку, отправляющемуся в путь, дарят подарки, преимущественно белого цвета, чтобы дорога была беспрепятственной, в том числе монеты, которые  выполняли охранительную роль (Басангова, 2008: 413).

Как видно из обряда со встретившимися змеями, ношение этих предметов в пути носит утилитарный характер. Данный жест с расстиланием белого платка, чтобы получить богатство, а в дальнейшем получить дар лекаря, сохранен в русской традиции. А. Н. Афанасьев приводит рассказ о том, что если на Воздвиженье положить в лесу белый платок, то сюда сползутся змеи с золотыми рожками, станут сбрасывать  свои рожки на платок: кто их возьмет, тот будет счастлив. (Афанасьев,1996: 164).

Если у калмыков  змея должна встретиться с человеком случайно, то у русских обозначен день, когда в лесу нужно стелить белый платок, чтобы на него заползли змеи. Фольклорная традиция калмыков не сохранила элементов речи, которые должен говорить человек змее. Но попытки узнать язык змей сохранились в калмыцких сказке «О встрече трех мужчин со змеей» из репертуара Санджи Манджикова. Змея предстает перед путешественниками в следующем виде: хвост держит в пасти. Когда стал путник падать на змею, тогда змея высунула свой языки, и человек лизнул его, по просьбе змеи. С этих пор человек стал понимать язык  змей (Хальмг туульс, 1968: 204).

По всей видимости, вместе с даром знания змеиного языка, человек получает дар провидения и дар лечение. В этом же сюжете человек, преодолев некоторое расстояние со змеей, на которой он сидит верхом, доезжает таким образом к змее — супруге, которую он излечивает, вытащив большую занозу из ее спины, затем плюнув три раза и посыпав песком. Дар змеи мужчине представляет собой листочек, который он должен был положить перед сном под подушку и уснуть. Так и сделал этот мужчина. С этих пор он  стал понимать язык все существ-червей, лягушек, мышей и змей. Об ойратском богатыре Бум Эрдени говорится, что «он с детства знал язык шестидесяти  существ» (Монголо-ойратский героический эпос, 1923: 143). Здесь, видимо, обозначено представление о наследственном даре знания языка животных.

 Нам удалось записать обряд обучения умению говорить: «Если маленький ребенок не умел говорить, то на помощь звали человека, обладающего красноречием, и тот старался лизнуть язык маленького ребенка» (инф. Б. Манджиева).    

 Герой калмыцкой сказки в пути часто встречает змею, которая бы­ст­ро растет. Герой постепенно знакомится со змеиным языком. В сказке опи­сывается ритуал передачи знания змеиного языка: змея просит героя лиз­нуть ее язык, и с этих пор герой сказки понимает язык змей. Кал­мы­ки о человеке с язвительным языком говорят: моєа келті (со змеиным языком).

Т. В. Цивьян отмечает, что «змеи — основообразующий персонаж в модели мира» (Цивьян, 1984: 85). Один из главных героев калмыцкого героического эпо­са «Джангар» — Хонгор — связан своим происхождением с нижним ми­ром: его матерью является Шилті Моєа хатн (ханша Хрустальная Змея). В эпосе приведен ряд сравнений змеи с неодушевленными предметами: с пру­­том, веткой, палкой, ремнем, дорогой. Подтверждают эти уподо­б­ле­ния образцы калмыцких загадок, в которых змея сравнивается с плетью, ве­­ре­­в­кой (Калмыцкие  загадки  и пословицы, 1960: 230, 235)..

Змеиная шкура применялась при лече­нии опухолей (хавдр) на коже. Человек, нашедший шкуру змеи, должен был ее высушить и хранить потом в специальном мешочке. Обряд лече­ния построен на имитативной магии: кожу змеи прикладывают к коже человека.

1401351255_zmeya2.jpgВ устных рассказах калмыков сохранилось представление о змее не­о­бы­чайно больших размеров, отличавшейся от степных гадюк. Змея се­ли­лась в местности, богатой родниками, с садами и огородами, и по­сте­пен­но становилась хозяйкой этих угодий, а также хранительницей распо­ло­женного там жилья. В пределах места обитания змеи люди не боялись ее, а при встрече с ней произносили заговор: «Змея, змея, зайди в свою но­ру» или про­­из­­носили: «Фу, фу!», посыпали  ей вслед золу или песок. Таким же об­ра­зом заговаривали змеиный след (инф. А. С. Бадминова, 1922 г. р., ики-дербет, род ики-чонс).  Также у каждого калмыцкого рода были тайные зна­ния, которые передавались из рода в род. Таков, например, заговор, говорившийся при рождении ребенка.

Для облегчения р­одов женщины из рода оргакин пили змеиный отвар. Змеиную шкуру заготавливали летом, предварительно ее высу­шив. Отвар из кожи змеи выпивали непосредственно перед началом схваток, и тогда ребенок, по мнению информантов, как змея извиваясь, должен выйти из утробы матери. В данном ритуале, записанном от представителей рода, наблюдаются отголоски культа змей. Возможно, текст заговора звучал следующим образом: «Мой ребенок, выйди из материнской утробы, извиваясь, подобно змее» (инф. Людмила Оконова, 28 лет, дербетка, род оргакин, запись автора. Полевой дневник автора, 2006 г.).

Таким образом, в фольклорной традиции калмыков образ змеи многозначен и динамичен, требует дальнейшего изучения. Народные представления о змее сохранились также у современных калмыков.

Список литературы:

Афанасьев, А. Н. (1996) Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея и волк / сост., подгот, текстов, статья и комм. А. Л. Топоркова. М.

Басангова, Т. Г. ( 2008) Заговор на хорошую дорогу в калмыцком фольклоре // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии. Махачкала.

Баярсайхан (2002) Этнокультурная лексика современного монгольского языка. М.

Калмыцкие загадки и пословицы (1960). Элиста.

Монголо-ойратский героический эпос (1923). СПб.-М.

Хальмг туульс (Калмыцкие сказки) (1968). Элиста. — На калм. яз.

Цивьян, Т. В. (1984) Змея – птица: к истолкованию тождества // Фольклор и этно­гра­фия. Л.

Дата поступления: 10.05.2014 г.

Скачать файл статьи 9-Basangova.pdf [353,68 Kb] (cкачиваний: 35)  

К Содержанию номера

Информация Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети. Используемые источники:

  • https://astrakhanzapoved.ru/blog/2020/08/12/внимание-шахматка/
  • https://stav.aif.ru/society/nature/kogo_i_gde_prigreli_kakie_zmei_vodyatsya_na_severnom_kavkaze
  • http://www.astrakhan-online.ru/publications/zmei-astrahanskoy-oblasti/
  • https://avtoturistu.ru/blog/otchety/калмыкия_в_краю_диких_тюльпанов_на_троих_11017.story
  • https://www.tuva.asia/journal/issue_22/7148-basangova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий