Виражи судьбы летчика Жугана

Номер журнала: 
71
Рубрика: 
личность
Автор: 
Михаил Севастьянов

Время, к несчастью, неумолимо, и с каждым годом людей защитивших нашу страну, поднявших ее из руин к звездам,  становится все меньше и меньше. Нам нужно спешить, чтобы запечатлеть в памяти их лица, слова, судьбы… Сегодня редакция НК с гордостью знакомит своих читателей с именитым кубанцем, Героем Советского Союза, генерал-майором дальней авиации  Николаем Павловичем Жуганом.  

Начало пути.

Николай Жуган родился в селе Ганское, Одесской губернии Российской империи 10

февраля 1917 года (по старому стилю). 2 марта император Николай II отрекся от престола, а спустя еще несколько месяцев великая империя погрузилась в пучину кровавой Гражданской войны.  Через затерянное в степи село, переименованное в Николаевку, шли отряды австрийцев, петлюровцев, банды атамана Семенова, белые, красные, которые занесли тиф, унесший в могилу маму маленького Николая Акулину Григорьевну и старшую сестру Нину. Спустя пять лет от воспаления легких умер его отец, Павел Арсентьевич, и пятилетний малыш остался круглым сиротой. Но добрые люди не дали пропасть мальчику. Его односельчанин Иван Баланчук, сражавшийся  в прославленной кавалерийской бригаде Григория Котовского, отвез Колю Жугана в Одесский детдом, размещавшийся на 16-й станции «Железняки».

 

Пять детдомовских лет стали светлым пятном в его сиротском детстве.  Несмотря на послевоенную разруху и бедность, молодая Советская республика старалась сносно кормить и одевать беспризорных детей, а главное, давала им профессию и прививала любовь к советской Родине. Так Коля Жуган обучился токарному делу, стал работать на заводе «Красный профинтерн», вступил в комсомол. Но, как и миллионы других юношей и девушек страны Советов, мечтал стать пилотом, подняться в лазурную высь, и, с трепетом в сердце, пел: «мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор…».

 

Военлет.     

Мечта Жугана стала реальностью, когда получив комсомольскую путевку в Харьковскую летно-планерную школу, он закончил ее, и поступил в Одесскую военную школу летчиков, которую также успешно окончил в ноябре 1938 года, с присвоением воинского звания младший лейтенант.  

          

Прошло совсем немного времени, как на голубых петлицах Николая засияли красной эмалью два маленьких кубика, а поезд уже мчал его к новому месту службы - в город Брянск, в 8-й бомбардировочный авиаполк, командовал которым в ту пору майор Бузылев. Именно здесь, в Брянске, новоиспеченный военлет встретил и любовь всей своей жизни – студентку Воронежского государственного университета Тамару, с которой зарегистрировал брак в брянском отделении ЗАГСА 22 апреля 1941 года. А через два месяца началась война, надолго разлучившая новобрачных.    

 

 

Боевое крещение.

После переучивания на самолете ДБ-3ф (дальний бомбардировщик, несущий 1000 кг бомб), Николай Жуган получил очередное воинское звание лейтенант и был назначен командиром экипажа в 98-й бомбардировочный авиаполк (65 самолетов ДБ-3ф), входивший в состав дивизии трехполкового состава, сформированной к началу 1941 года на двух аэродромах Смоленской области – Шаталово и Боровское.

 

Учебных тревог на аэродроме Шаталово было так много, что когда утром 22 июня 1941 года вновь прозвучал сигнал тревоги, никто даже не подумал, что тревога уже боевая.

Однако в 12 часов дня по радио выступил нарком иностранных дел Молотов, сообщивший, что Германия, без объявления войны, напала на нашу страну. После этого в полку состоялся короткий митинг и два десятка ДБ-3ф взяли курс на запад - бомбить колонну танков рвущихся к Бресту. Среди них был и самолет лейтенанта Жугана. Первый боевой вылет оказался удачным, все самолеты вернулись на свою базу в Шаталово.

 

Однако вскоре стало сказываться отсутствие истребительного прикрытия, появились первые потери и жертвы. В июле, после одного из вылетов в район Минска, самолет Николая Жугана получил повреждения от огня вражеских зениток и на обратном пути стал падать. «Экипажу покинуть самолет с парашютом», - успел подать команду Жуган и сам выбрался из кабины. Удар о землю был такой силы, что Николай потерял сознание… раненого летчика отвезли в Гомель, а оттуда в воронежский госпиталь. В родной полк он вернулся только в конце августа, но радость встречи оказалась омрачена болью утраты. В полку Николай с горечью узнал, что погиб его лучший друг, Жора Пономаренко…

 

Огненное небо.

19 сентября 41-го года две группировки фашистских войск соединились восточнее Киева. В стальном кольце оказались четыре советские армии. На помощь окруженным войскам, бомбя колонны немецких танков рвущихся на восток, летали бомбардировщики 98-го дальнего бомбардировочного авиаполка. Во время одного из таких боевых вылетов, в районе старинного города Путивля, самолет Жугана был снова сбит и Николай, выпрыгнув с парашютом, оказался в глубоком тылу у немцев. Три недели он шел по вражеской территории, сумел перейти линию фронта и вновь вернулся в свой полк.

 

7 ноября на Красной площади в Москве состоялся традиционный парад Красной Армии, а накануне праздника авиаполк Николая Жугана совершал ежедневные удары по вражеским аэродромам на московском направлении. Летчики и зенитчики, защищавшие столицу, сделали все, чтобы ни одна бомба в тот день не упала на город.

 

В январе 1942-го ударили сибирские морозы. Летать стало еще тяжелей, температура на больших высотах достигала минус сорока градусов, под кислородными масками образовывался лед. Да и на земле техникам было невозможно голой рукой притронуться к мотору – на металле сразу оставались куски кожи. Но подбитые изрешеченные машины ремонтировались и снова взлетали в небо.

 

А 23 февраля 1942 года товарищи поздравили Николая Жугана с днем рождения, Днем Красной Армии и вторым боевым орденом.

 

 

10-й гвардейский Сталинградский.

Летом 42-го в излучине Дона шли ожесточенные бои. Группа армий «Юг» под командованием фельдмаршала фон Бока рвалась к Сталинграду. 98 бомбардировочный авиаполк был срочно переброшен на это направление и в дальнейшем принял активное участие в Сталинградской битве. А в феврале 1943-го, когда 6-я армия фельдмаршала Паулюса капитулировала, командование отметило боевые заслуги летчиков полка, вручив им гвардейское знамя и переименовав полк в  10-й гвардейский Сталинградский.

 

Везучий летчик

В начале июля 1943 года на Курской дуге началась грандиозная битва. А 30 июня экипаж старшего лейтенанта Жугана вылетел на разведку погоды с одновременным бомбометанием. На железнодорожной станции летчики разбомбили два немецких эшелона, но на обратном пути, уже ночью, их самолет попал в луч прожектора и тут же подкравшийся сзади «мессершмитт» поджег правый мотор. Экипаж покинул горящую машину. К счастью, приземление было благополучным, на нашей территории, в нескольких километрах от переднего края. Утром артиллеристы отвезли летчиков на железнодорожную станцию Льгов, а там было рукой подать до родного аэродрома.

 

«Везучий ты, Жуган!» - обнял командир полка смущенного пилота. «Разве это везение, машина-то сгорела». -  «Главное, что живой, а машину рабочий класс тебе новую построит».

 

Геройский экипаж.

30 июня 1944 годах, в ходе проводившейся в Белоруссии операции «Багратион», группа Ил-4 10-го гвардейского Сталинградского полка нанесла бомбовый удар по немецкому аэродрому вблизи Пинска. И вновь самолет Николая Жугана был сбит, а он спустившись на парашюте в тылу врага, сумел добраться до партизан отряда «Храбрецы», и уже через неделю опять оказался в родном полку. А 19 августа 1944 года Николаю Павловичу Жугану и его штурману Николаю Ивановичу Куроедову одним указом было присвоено звание Героев Советского Союза.

 

Весной 1945 года 10-й гвардейский Сталинградский полк участвовал в Берлинской операции, бомбил оборонительную линию немцев на Зееловских высотах, война заканчивалась… свой последний 312-й боевой вылет капитан Жуган совершил 27 апреля.

Тогда же, победной весной 45-го, от жены Тамары Иосифовны пришло счастливое известие о рождении первенца – сына  Александра.

 

На страже Родины

Следующий, уже мирный вираж жизни летчика Жугана был тесно связан с развитием советской бомбардировочной авиации. В 1949 году в городе Прилуки, уже будучи майором, он принял под свое командование авиаполк на вооружение которого начали поступать новые самолеты Ту-4. Огромные машины с четырьмя двигателями были копией американского Б-29. В СССР конца 40-х начала 50-х годов их было выпущено более тысячи штук и именно они составляли тогда основу нашей стратегической авиации.

 

Однако уже в 1953 году подполковник Жуган принял под свое командование новый полк в Житомире, а вскоре ему предложили возглавить дивизию первых реактивных стратегических бомбардировщиков Ту-16, находившуюся в Восточной Сибири. 20 марта 1958 года у командира дивизии родилась долгожданная дочь Татьяна, а в 1959 году министр обороны маршал Родион Яковлевич Малиновский поздравил Николая Жугана с очередным званием – генерал-майор.

 

Генералов бывших не бывает

Год 1961 стал черной вехой для советской авиации. Никита Хрущев, делая ставку на ракетные войска, произвел резкое сокращение армии и Николаю Павловичу пришлось снять форму авиационного генерала. Новый вираж судьбы генерал Жуган встретил в Краснодаре, который стал для него родным на более чем пятьдесят лет. Двенадцать лет, с 1974 по 1986 годы, он был командующим краевой военно-спортивной игры «Орленок», с 1992 по сегодняшний день  активно участвует в  работе краевой организации Героев Советского Союза и Героев России.

 

23 февраля 2014 года «Почетному гражданину города Краснодара», Герою Советского Союза,генерал-майору авиации, кавалеру трех орденов Ленина, двух орденов боевого Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и 20 медалей Николаю Павловичу Жугану исполнилось 97 лет. Его друг, кубанский поэт-фронтовик Кронид Обойщиков, посвятил летчику совершившему в годы Великой Отечественной 312 боевых вылетов, в том числе в глубокие тылы противника – на Берлин, Кенигсберг, Данциг, такие строки:

 

В летной книжке большие дороги записаны,

Как и в сердце, живут они – не заросли.

Генерал не забудет, как грозными высями

Он водил бомбовоз до германской земли.

…................................................................................

На задание шли с ним друзья настоящие,

Доверяли они командиру сполна,

И пять раз покидали машины горящие,

И пять раз поднимала их снова война.

….................................................................................

Снова шар наш земной в дымном порохе кружиться,

И опять не друзьями мы окружены.

Но никто не сотрет нашу славу и мужество

На победных щитах той великой страны.

 

P.S.

Уже закончив писать этот материал, я неожиданно задумался, а возможно ли было бы сегодня, в современных условиях, повторить путь Николая Павловича Жугана – от круглого сироты, выходца из бедняцкой семьи, до Героя Советского Союза, генерал-майора дальней авиации? Проблема работы «социальных лифтов» становится для нашего общества все более актуальной, и от ее решения во многом будет зависеть его будущее.

Поделиться в социальных сетях