Католический костел и лютеранская кирха в Пятигорске

Номер журнала: 
63
Рубрика: 
путешествия
Автор: 
Владимир Пукиш
Фотограф: 
Виктория Чумак

 

О достопримечательностях Пятигорска, кажется, известно всем и все. Но далеко не все гости курорта, гуляя по Лермонтовскому скверу, замечают строгое здание в стиле классицизм, скрывающееся в нескольких десятках метров от памятника М.Ю. Лермонтову за искусственным гротом — излюбленным местом игр местной детворы — и оградой сквера. Это — действующий костел, самый старый из сохранившихся до наших дней католических храмов на Северном Кавказе.

 

Разрешение на строительство костела дал лично император Николай I во время своего посещения Северного Кавказа в 1837 г., удовлетворив ходатайство проживавших в Пятигорске католиков: поляков, литовцев, немцев и др. Говорили, что царь лично пожертвовал 40 рублей на строительство храма...
А вообще история появления католиков на Горячих Водах началась вскоре после Отечественной войны 1812 г., когда на Кавказ были сосланы многие поляки, воевавшие в составе наполеоновской армии (по данным историков, в составе 600-тысячной армии Наполеона было 120 тыс. поляков). Потом сюда прибывали ссыльные участники Польского восстания 1830 г. В 1830-е гг. католическая община Пятигорска, ядро которой составляли польские жители города, насчитывала более 100 человек. Кроме поляков, в районе Кавказских Минеральных Вод появились колонии шотландцев, немцев, итальянцев, селившихся здесь по приглашению российских властей.
В 1837 г. в Пятигорске начался сбор средств на строительство католического храма. Проект храма и надзор за его постройкой осуществляли известные архитекторы, члены городской католической общины, братья Джузеппе и Джованни Бернардацци (авторы многих проектов по застройке и благоустройству пятигорского курорта: Ресторации, Николаевских ванн, Эоловой арфы, гротов Лермонтова и Дианы и др.). Интересно, что братья Бернардацци даже попытались собрать деньги на постройку костела с помощью строительства платного аттракциона — механического устройства для спуска в кратер знаменитого Провала, но не получили разрешение на платный осмотр достопримечательности.
Братья Бернардацци не дожили до окончания строительства. Храм заканчивал другой известный зодчий, англичанин по происхождению Самуил Иванович Уптон, назначенный архитектором при Минеральных Водах в августе 1846 г. Здание же костела было освящено чуть раньше — 6 августа (н.ст.) 1844 г. в праздник Преображения Господня.
Окна храма украшали витражи, а в высоком подвальном этаже находился склеп: здесь были похоронены многие горожане-католики, среди которых — все настоятели храма, умершие в городе. Внутри храма была лестница на хоры, где располагался орган. В нишах стен, как это принято в католических храмах, стояли статуи Святых, среди которых — Св. Петр с ключами от рая. Во второй половине XIX в. во дворе была сооружена колокольня со шпилем. 
Примечательно, что на фронтоне жилого дома, стоящего чуть ниже храма, уже за его оградой, до настоящего времени сохранилась ниша, в которой, несомненно, когда-то тоже стояла статуя какого-то Святого или распятие. Это позволяет предположить, что в этом доме проживала семья, имевшая прямое отношение к храму.
До 1915 г. настоятелями костела были преимущественно поляки, затем из Екатеринодара сюда переводят немца Иоганна Рота. В 1937 г. храм был разграблен и закрыт. Надгробья и могилы в ограде были снесены, отец Иоганн Рот, органист Антон Добровольский, староста прихода Антон Гатовский и многие другие прихожане расстреляны. 
В бывшем храме размещались различные организации, и лишь в 1989–1991 гг. была проведена реставрация, вернувшая костелу его первоначальный облик. Над входом была восстановлена табличка с текстом из 112-го Псалма на польском языке: «Славьте Бога все народы». 
В здании был вновь установлен орган и организован концертный зал. В нишах, где когда-то стояли Святые, были поставлены скульптуры в античных одеяниях, держащие в руках музыкальные инструменты. В 1992 г. в здании была отслужена первая католическая месса. В течение десяти лет филармония и храм сосуществовали: днем проходили богослужения, вечером — концерты, а в 2002 г. здание было передано прихожанам. Сегодня Пятигорский костел — единственный католический храм в Ставропольском крае.
Примечательно, что богословы, осматривая четыре фигуры с инструментами, стоящие в нишах храма, пришли к выводу, что их облик примерно соответствует каноническому облику четырех евангелистов — Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Так что Пятигорский храм, вероятно, — единственный в мире, где евангелисты играют каждый на своем музыкальном инструменте…
От первого костела внутри нынешнего храма сохранилась доска с текстом на трех языках: польском, литовском и армянском, — о  том, как верующим получить отпущение грехов: следует 200 дней в году читать молитву «Отче наш»… 
 
***

А в пяти минутах ходьбы от костела, напротив домика Лермонтова, в музее его имени, в центре двора, находится небольшое здание актового зала детского дома. Сейчас лишь крест, выполненный в виде ниши в стене да отдельные элементы архитектуры подсказывают, что первоначальное предназначение этого здания было культовым. И действительно, вплоть до 1934 г. это была Пятигорская лютеранская церковь, или кирха.
Инициативу постройки кирхи приписывают набожному лютеранину генерал-лейтенанту Павлу Ивановичу Кемпферту (1811–1882), в последние годы жизни жившему на курорте. Будучи гласным городской думы, Кемпферт совместно с местным лютеранским пастором Рудольфом-Иоганном Фракманом начал сбор пожертвований на строительство храма. Проект церкви был составлен инженером Э. Кошинским и дополнен областным инженером М. Сурмиевичем и областным архитектором Н. Маламой. В 1880 г. был заложен первый камень под ее строительство, и через два года здание было возведено. Генерал Кемпферт, вдохновитель постройки храма, был похоронен рядом с ним. 
Кирха, построенная в псевдороманском стиле из машукского камня и кирпича, имела деревянную колокольню. Алтарь с распятием над ним венчала пара витражей. По углам зала стояли печи.
В 1885 г. приход насчитывал 2,5 тыс. человек, преимущественно немцев. Поэтому кирха стала центром немецкой колонии Кавказских Минеральных Вод. Кроме того, в Пятигорске в то время проживали евангелики-чехи. Они также могли быть прихожанами кирхи, как, например, преподаватель классических языков и сам евангелический пастор Людвик Лат (к тому же энтузиаст-альпинист, в 1909–1932 гг. покоривший вершины Казбек, Эльбрус и Дыхтау и оставивший там по горсти родной чешской земли).
Рядом с кирхой в 1902 г. был построен дом пастора, а также приходской дом со школой на 50 учеников.
После закрытия храма колокольня, порталы, витражи были утрачены. В 1943 г. во дворе был открыт детский дом для детей фронтовиков и партизан, и здание кирхи до настоящего времени используется как актовый зал.  
 
Автор благодарит Александра Боголюбова (г. Пятигорск) за любезно предоставленные материалы.

Поделиться в социальных сетях