Свет Архангельского

Номер журнала: 
59
Рубрика: 
люди
Автор: 
Татьяна Соколинская, искусствовед, член АИС
Фотограф: 

15 марта в краснодарской художественной галерее «Сантал» открылась персональная выставка Михаила Архангельского «Унесенные ветром».

Имя Михаила Валентиновича Архангельского для художественной галереи «САНТАЛ» имеет особенное значение. Он стоял у истоков основания галереи, был инициатором творческих и просветительских проектов, участником многочисленных выставок.


Архангельский всегда был на передовой многих событий, значительных начинаний не только галереи, но всего художественного сообщества края. Он первым из краснодарских художников возродил в 70-х годах традицию пленеров на «Академической даче имени И.Е. Репина» в Вышнем Волочке. Именно Архангельский первым сделал персональную выставку в редакции газеты «Вечерний Краснодар», открыв страничку «Вечеркины посиделки», первым из художников участвовал в совместном творческом проекте с КРО ООО «Союз писателей России» — «Свет земли — любовь», положив начало новому творческому сотрудничеству «Союз кисти и пера».


Открывшаяся весной в художественной галерее «САНТАЛ» выставка Михаила Архангельского перевернула еще одну яркую страницу выставочно-просветительского проекта «Память», посвященного 100-летию Краснодарского художественного училища, выпускником которого в 1963 году был художник. 50 работ, представленных на выставке, были созданы художником в период с 1964 по 2004 годы. Эти картины отображают длинный творческий путь мастера пейзажа и натюрморта Михаила Архангельского, оставившего после себя богатейшее художественное наследие. Архангельский родился в Краснодаре 4 ноября 1937 года и прожил в крае 69 лет, сорок из которых всецело отдал творчеству.


Окончив Краснодарское художественное училище в 1963 году, Архангельский уехал в Ленинград, где несколько лет был вольнослушателем в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультете живописи в мастерской народного художника СССР А. Мыльникова. В Краснодар он вернулся сложившимся художником. Ранние работы — пейзажи, натюрморты, портреты сохранились на фотографиях, слайдах, репродукциях.


Жизнь Михаила Архангельского была насыщена множеством интересных событий. Он постоянно находился в странствиях, в поисках мотива. Регулярно работал на творческих дачах — в Горячем Ключе, на Творческой даче Союза художников им. И. Репина «Академическая». Очень любил Геленджик, куда ездил почти каждую осень — самое его любимое время года. Часто бывал в Коктебеле, Гурзуфе, Вышнем Волочке, Славянске-на-Кубани, Саратовской. С художником Мордовиным они вместе проехали почти весь русский Север, бывали в Кабардино-Балкарии. В 1990 году он уехал в Грецию, где прожил шесть лет. И везде рождались картины, сотни картин. Художник работал быстро и с упоением. Отталкиваясь от натуры, он импровизировал, придавая пейзажам, натюрмортам декоративно-орнаментальный характер.


Архангельский — из тех художников, которые стремятся остановить прекрасные мгновения, запечатлеть их на холстах. Время на них равно лишь мигу, выхваченному из потока жизни. На его картинах живет мечта о Красоте как первооснове бытия. Главным источником этой красоты является Природа, понимаемая и любимая им как прекрасная женщина. Природа и женщина вдохновляют мастера. Не только буйство южных красок, динамические контрасты цвета и света, но, кажется, звуки и запахи способен передать художник. Его живопись «заряжена» мощнейшим энергетическим полем. Источник повышенной энергии — яркий открытый цвет, динамичная, наносимая быстрой широкой кистью линия. Из мгновенного движения кисти рождается берег моря, то ярко-синий, то светло-фиолетовый; горы, залитые солнечным светом, поросшие диковинными растениями.


Родной край, в котором родился и прожил всю жизнь, художник изображает празднично и по-своему экзотично. Его родина подобна весеннему саду, в котором цветут деревья и благоухают цветы.


Михаил Архангельский не только мастер изобразительного искусства, он поэт и философ. Его поэтическое наследие насчитывает десятки неизданных стихотворений, являющихся продолжением живописи и графики.


В последнем десятилетии жизни автора язык его произведений меняется. Пейзажи и натюрморты отходят на второй план. Художник обращается к языку более экспрессивному и выразительному. Использование пластической метафоры позволяет, отталкиваясь от мира реального, трансформировать увиденное в образах, полных недосказанности. Лес символов — носитель сокровенного знания, вырастает, прорывается из хаоса реальности к миру образов — знаков. Со второй половины девяностых у Архангельского появляются абстрактные работы: «Бархатный сезон», «Жизнь страшнее Шекспира», «Знаки», «Зависть» и др. В них он предстает в большей степени философом. Но философия его своеобразная, не умиротворяющая и не рефлексивная. Мощная пластическая энергетика, подобная взрыву, рождается как непосредственный отклик на социальные катаклизмы российской действительности. Он создает работы, посвященные войне в Чечне, трагическим событиям в Каспийске, что сближает его с представителями актуального искусства.


Мастер цвета и света, как называли Михаила Архангельского современные искусствоведы и критики, умер в начале декабря 2006 года. Он ушел в расцвете творческих сил, неожиданно для всех, не дожив до своего семидесятилетия, но оставив после себя большое наследие тайных знаков в своих работах, украшающих залы современные музеев, галерей и частные российские и зарубежные коллекции.

Художественная галерея «САНТАЛ», г. Краснодар, ул. Красная, 198, тел./факс (861) 251-03-98, тел. (861) 210-03-82
baget@santalcompany.ru www.santalcompany.ru

Поделиться в социальных сетях